Подойдя к главной площади города, в 99% случаев вы увидите там памятник не Петру I или Екатерине II, и не Сперанскому или Столыпину, а Ленину. На сегодняшний день его статуи стали чем-то привычным и обыденным, не вызывающим абсолютно никаких чувств. "За что этому дяде поставили памятник в нашем городе?", - спросит любой маленький ребенок. Скорее всего, вы задумаетесь на секунду и скажете что-то в духе: "Ну, он совершил революцию..." Но тогда почему в наших городах не стоят памятники М. В. Родзянко, Г. Е. Львову, П. Н. Милюкову и Н. С. Чхеидзе, возглавившим Февральскую революцию?
В СССР на вопрос "Кто такой Ленин и почему ему стоят памятники в каждом городе?"ответили бы без раздумий, но в разное время ответили бы совершенно по-разному. Так как же менялся образ и восприятие личности Владимира Ильича при разных эпохах и правителях Советского Союза?
1. После революции 1917 г.
Еще при жизни Ленин обладал огромным авторитетом не только в партии, но и в народе. Для простых людей он был человеком, принесшим свет электричества и знаний в крестьянские избы и покончившим с невзгодами военного коммунизма, предусмотрительно введя НЭП. Мало того, после покушения на него Фанни Каплан в 1918, вождь большевиков превратился еще и в мученика. Авторитет Ленина был просто неоспорим - уже при жизни ему поставили несколько памятников, хотя он и противился этому.
2. Внутрипартийная борьба. 20-е гг.
После смерти Ленина в 1924 году обычные люди боялись возвращения военного коммунизма и тревожились за свое будущее. К Ленину стали относится с огромной теплотой как к отцу и великому историческому деятелю, благодаря которому в стране установилось спокойствие. Осиротевший народ видел в нем бессмертного и вечного вождя, что подтвердилось и в строительстве мавзолея в Москве.
Тем временем, внутри партии шла жесткая борьба за власть. Троцкий, Сталин, Бухарин и Зиновьев начинают ссылаться на Ленина как на независимый авторитет, чтобы подтвердить свою правоту - в 1924 г. Сталин вводит термин "ленинизм". Огромный упор стали делать на его харизме, как энергичного оратора и философа. Так появился культ вечно живого вождя: биографии Ленина, схожие с житиями святых (тоже самое было с культом американских президентов), стали публиковать именно в это время.
3. Эпоха Сталина - вторая смерть Ленина
На первый взгляд может показаться, что в 30-е гг. культ стал двойным, как это было в США с Линкольном и Вашингтоном: Сталин превратился в любимого ученика и прямого преемника Ленина (минуя все 20-е года), массово стали ставить парные статуи Вождей и изображать их вместе на плакатах. Однако это было не так.
21 января 1933 года на страницах "Известий" именно Сталин, а не Ленин объявляется творцом первой пятилетки. В тот же день в "Правде" публикуются фотографии старого Ленина в кресле во время болезни - образ энергичного Вождя теряет былую святость и силу. Мало того, если ранее мавзолей служил доказательством вечности и нетленности Ленина, то в 30-е он стал восприниматься как подтверждение его окончательной смерти. Раньше песни и стихи о Вожде были пропитаны надеждой и признанием бессмертия Ленина, но при Сталине они погружаются в скорбь и траур по Ушедшему Вождю - народ "снова осиротел", и тут приходит Отец. Теперь на трибуне, прямо над саркофагом, стоит новый Живой Вождь. Ленина словно отстранили от советской действительности, теперь только Сталин мог быть вездесущим, бессмертным и деятельным борцом и революционером. И хотя в 30-е впервые начинают массово ставить памятники Ленину, обязательными для вех городов являлись только статуи Сталина.
На вопрос ребенка: "Кто такой Ленин?", человек времен Сталина ответил бы: "Учитель Вождя!" - именно Сталин претворял идеи Ленина в жизнь в сознании людей того времени (образ Октябрьской революции, заметно затмила социалистическая действительность).
4. Хрущев - Ленин вновь обретает силу
Во время развенчания культа Сталина Хрущевым, образ Ленина становится символом возвращения к изначальным коммунистическим идеалам. Пишутся многочисленные динамичные песни о том, что Ленин бессмертен и до сих пор жив в каждом человеке ( "Ленин всегда живой" 1955 г., "Ленин с нами" 1960 г.), идет разрушение статуй Сталина и массовая установка памятников Ленину по всему СССР - с этого момента они и стали обязательными атрибутами наших городов.
5. Брежнев - Ленин превратился в анекдот, третья смерть Вождя
При Брежневе Ленина стараются еще больше обожествить: в песнях того времени очень заметен этот медленный величественный тон почтения к Вождю ("Ленин - это весны цветенье" 1977г.). Строительство памятников продолжается с новой силой: в 1970 году был открыт Ульяновский мемориал Вождю. В том же году, во время празднования 100-летнего юбилея Ленина, культ достигает пика... только в партии, а не в народе.
Невыносимые занудные речи Суслова по телевизору, Брежнев, читающий с бумажки, странноватые попытки реабилитации Сталина - все это никак не вязалось с незапятнанным ленинским идеалом. Тогда Ленина и начали воспринимать с иронией, сочинять про него анекдоты и посещать мавзолей для галочки. Попытки Брежнева создать собственный культ (в 70-е издаются фронтовые воспоминания Леонида Ильича "Малая земля") также привели к обратному результату - анекдоты о Брежневе на войне разошлись по всему Союзу. Кстати о войне...
Политбюро Брежнева еще в 60-е начинает формировать другой культ, который дожил до сих пор - культ Победы. Именно тогда начинается массовое сооружение памятников в честь героев ВОВ, а 9 мая становится нерабочим выходным днем.
Постепенно, пройдя скептицизм 80-х и критику 90-х, образ Ленина превратился во что-то незаметное, о чем уже никому не интересно спорить.
Также читайте:
Как Сталин отомстил за Ленинград
В СССР был коммунизм, но когда?
Сознание россиян - страна чудес
Почему все так ополчились на Кончаловского?
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал! И до встречи в следующей статье!