23 июля 971 года Цимисхий и Святослав договорились о встрече для решения условий о мире между Русью и Византией. Место встречи было назначено на берегу Дуная неподалеку от крепости Доростол. Следует отметить, что Святослав не случайно явился на эту встречу на ладье. Это был единственно возможный вариант относительно безопасных переговоров с коварным Цимисхием.
Когда император Цимисхий, в вызолоченных доспехах, окруженный свитой сверкающих золотом всадников, явился на переговоры со Святославом, он был удивлен, увидев Великого Князя Русского гребцом в ладье: «он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужи- нами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближен-ных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами» [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 82].
То, что для кичливых благородных ромеев было немыслимым делом, для варяжских воинов Святослава было нормой общепринятых взаимоотношений: «С точки зрения викинга, никакая должность на судне не была зазорной для мужчины, и к ним не было пренебрежительного отношения у народа, который почти ни во что не ставил социальные различия, команда судна была почти на одной ноге с eгo капитаном. Один из Олавов, когда в молодости ходил походами вдоль Английских берегов, сидел на веслах на своей собственной ладье. Точно так же, когда правящий конунг или ярл выходил в море на своем длинном корабле, он, как правило, вступал в должность рулевого. Команда же набиралась из eгo телохрани-телей, дружинников и личных друзей» [Каппер Д. П. Викинги Британии. - СПб., 2003, c. 91].
Лев Диакон отметил, что в нарушении всех церемониалов, Цимисхий был вынужден сойти с коня и склониться к сидящему перед ним в ладье Святославу, который свободно обратился к императору Византии на греческом языке. Святослав сидел на простой скамье русской ладьи, а император Цимисхий и его приближенные почтительно стояли возле сурового русского полководца.
Святослав предложил условия мира между Русью и Византией в форме военно-политического союза между ними. Византия должна была не препятствовать уходу русов из Доростола и обеспечить их продовольствием на дорогу. Русь в свою очередь обязалась не претендовать на греческие владения в Крыму и Болгарию и впредь выступать союзником Византии. Обе стороны договорились о свободной торговле между собой. Мирный договор 971 года в целом вновь восстанавливал довоенную систему взаимоотношений между Русью и Византией.
Следует отметить и то, что отказ Святослава от присутствия вблизи крымского Херсонеса, фактически ставил херсонеского наместника Колокира в положение изгоя. Судьба Колокира, как и его сторонников, отныне становилась весьма незавидной и они канули в безвестность.
Мирный договор 971 года, заключенный Святославом и Цимисхием, на Руси и Византии оценивали по-разному. Византийцы считали, что они победили и заставили Святослава оставить Доростол и вернуться на Русь. Доростол после этого стал называться Феодорополем.
Как известно, упорные бои под Доростолом шли с весны до середины лета, но византийцы так и не смогли одолеть Святослава. По Льву Диакону победить Святослава было совсем не просто, поскольку его огромное войско насчитывало 60 тыс. человек. Чтобы объяснить, куда оно делось, Лев Диакон заявил, что после боев в Доростоле осталось в живых 22 тыс. русских воинов, а остальные 38 тыс. погибли.
Летописец в целом оценивал численность войск Святослава в болгарском походе в 20 тыс. воинов. При этом, по летописцу, реально у Святослава под рукой было около 10 тыс. варягов [1], а остальные были примкнувшие к ним союзные печенеги, венгры и болгары, неопределенной численности и временной подчиненности Святославу. Летописец пишет, что Святослав намеренно, при мирных переговорах с греками под Аркадиополем, назвал численность своего войска в 20 тыс. воинов, чтобы взять двойную дань от византийцев.
Равным образом, по мирному по договору 971 г. Цимисхий обязывался, по сообщению Льва Диакона, обеспечить продовольствием при уходе на Русь 20 тыс. войско Святослава. Получается, что число пришедших в Болгарию русских воинов, было равно числу уходящих, значит, потери Святослава исчислялись не мифическим десятками тысяч убитых, но тысячами, примерно такими же как и у византийцев.
Византийцы признавали, что они победили русских не сколько в бою, но благодаря помощи небесных сил. Цимисхий, изготовившись к походу на русских, поднял крестное знамя и отправился молиться в храм Христа Спасителя, оттуда в славную церковь Софию, потом в храм Богоматери Влахернской, главной избавительницы Царьграда от нападений Руси. Иоанн молился в храмах «о ниспослании ангела, который бы двигался впереди войска и руководил походом» [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 68]. В решающий момент битвы под Доростолом внезапно с небес обрушилась на полки Святослава страшная буря и расстроила ряды русских воинов. Впоследствии распространилось мнение, что грекам помог великомученик Федор Стратилат, в честь которого и переименовали Доростол в Феодорополь.
Данные археологии позволяют реально оценить численность войск Святослава в осажденном византийцами Доростоле. По мнению известного историка Г. Г. Атанасова, десятилетиями проводившего археологические раскопки в Силистре (Доростоле) – письменные свидетельствах обороны Доростола преувеличены, все до единого: "Около середины X века крепость Дристра занимала площадь размером в 5 гектаров или 50 000 м2. Очевидно, что на такой территории нельзя обеспечить на протяжении трёх месяцев проживание 7–8 тысяч воинов, так как каждому из них требуется для размещения как минимум около 8–10 м2. Нужно учитывать и тот факт, что в пределах крепости помещались массивные постройки, кафедральный храм, резиденции, нужно было место для хранения продовольствия, оружия, животных и лошадей" [Атанасов Г. Г. О численности русской армии князя Святослава во время его походов в Болгарию и в битве под Дристрой (Доростолом) в 971 г. // Византийский временник. 2013. Т. 72 (97). С. 92].
"Исходя из реалий, 7–8 тысяч бойцов - это критический максимум, который мог вместиться на территории крепости Дристры" [Там же]. Это ближе всего соответствует утверждению летописца, что под рукой Святослава в его походе в Болгарию было 10 тыс. воинов, часть из них погибла в боях, а остальные укрылись в Доростоле.
Нестор, хотя и был православным монахом, о критически оценивал победные реляции греков: «Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней» [Летопись по Лаврентьевскому списку. - Спб, 1872, с. 68]. По версии летописца, у Святослава было много даров от греков и всякого именья. Находясь с дружиной в Доростоле, Святослав держал с ней совет, воевать дальше, или заключить мир с греками, взять дань и вернуться на Русь, а если не дадут дани, то вернуться и покарать их: «Люба бысть рѣчь си дружинѣ» [c. 70]. Цимисхий же, узнав о мирном предложении Святослава, обрадовался и велел записать его как письмен-ную хартию. Лев Диакон также отмечает, что Цимисхий «с радостью принял мирный условия [росов], заключил с ними союз и соглашение и дал им хлеба - по два медимна на каждого» [Лев Диакон. История. - М., 1988, с. 81].
Для понимания существа дальнейших событий весьма важен тот факт, что Святослав, после заключением с императором Цимисхием мира в форме военно-политического союза, Доростол сразу не покинул, это случилось лишь три месяца спустя. Понятно, что изнуренные долгой осадой войска Святослава отдыхали и готовились к уходу. Спрашивается куда? Выясняется, что не только домой на Киевскую Русь.
В действительности, большая часть дружинного войска Святослава, уйдя из Доростола, просто переместилось на другой, северный берег Дуная, где на близлежащих землях начала колонизацию территории будущей Придунайской Руси. В этом связи, можно упомянуть, что греки отмечали присутствие женщин в дружинном войске Святослава. Значит, часть его воинов прибыла в болгарский поход с семьями для последующего обустройства на новой земле. Это стало началом реализации стратеги-ческой цели болгарского похода Святослава, которую в 969 году он обозначил перед киевской знатью и Ольгой: " «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, - там середина земли моей, туда стекаются все блага" [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, с. 66].
Нахождение дружинного войска Святослава на землях севернее Дуная не нарушало условий мирного договора с Византией, которая всегда считала Дунай границей между империей и варварами. Поскольку Доростол был последним болгарским городом по Дунаю, то уход Святослава из крепости означал и его уход из Болгарии, хотя фактически, он находился рядом с ней на другом берегу реки.
Образование Святославом Придунайской Руси соответствовало эконо-мическим основаниям договоров Олега (911 года) и Игоря (945 года) с Византией. Присутствие русских войск в устья Дуная позволяло русскому купечеству более уверенно вести торговлю по Дунаю, Балканах, южному Причерноморью и Византией.
Дружинное войско Святослава выполнило свою основную боевую задачу, взяв окуп-дань с греков, в том числе двойной запас продовольствия, оно обосновалось на благодатных и плодородных землях Придунайской Руси. Меньшая часть дружинного войска Святослава порядка 2000 воинов [2] с конями, на нескольких десятках судов отправилось по Дунаю и Черному морю в сторону Руси. Эта часть войска состояла из личной дружины Святослава, киевской дружины Свенельда и воинов из Поднепровья.
По летописцу, к Днепру отправилось не дружинное войско, а «маломъ» дружина Святослава. Для Святослава было весьма важно вернувшись домой, часть греческой дани передать родам и семьям погибших, что давало ему возможность набрать новых воинов в поредевшие в боях войска, и затем, вернуться обратно на Придунайскую Русь.
После ухода войск Святослава, земли северо-восточной Болгарии стали византийской провинцией, болгарский царь Борис был публично лишен царских полномочий, став вассалом Цимисхия: «Расколотая, залитая кровью, ограбленная и униженная Болгария была окончательно сломлена Византийской империей» [Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. - М. 1982, c.183], на двести лет попав в греческое иго. Блестящая эпоха первого могущественного болгарского царства ушла в историческое небытие.
[1] Свое варяжское войско Святослав называл "мужами (нордической - Авт.) крови". [2] Примерно столько же воинов участвовало в набеге русов из Доростола за продовольствием - Авт.
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.