Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! 27 апреле 1682 г. умер царь Фёдор Алексеевич Романов. Его смерть повлекла за собой череду невероятных событий, достойных сериала "Игра престолов". По мере их развития власть в стране захватили стрелецкие полки. Однако зачем им это понадобилось? Уж не собирались ли стрельцы встать во глав государства? Давайте узнаем.
Смерть царя Фёдора остро поставила вопрос о власти. Претендентов на трон было двое: царевич Иван и царевич Пётр, приходившиеся друг другу сводными братьями. Иван был рождён от Марьи Милославской, а Пётр от Натальи Нарышкины. Соответственно, за каждым стояли семейные кланы, ненавидевшие друг друга и готовые бороться за трон.
Нарышкины и Милославские
Сразу после кончины Фёдора патриарх, духовенство и члены Боярской Думы созвали импровизированный Земский собор, где на царство был "выкрикнут" Петр I. Регентом при 9-летнем царе стала его мать Наталья Кирилловна Нарышкина, и по сложившейся традиции с ней власть переходила ко всему клану Нарышкиных.
Партию Милославский возглавляла царевна Софья Алексеевна и её старший родственник боярин Иван Михайлович Милославский. Они проявили максимум энергии чтобы свергнуть Перта I и уничтожить Нарышкиных. На похоронах Фёдора Алексеевича Софья, "обращаясь к народу, "вопила" и причитала", что "враги" "отравили брата Фёдора", а царевича Ивана "отстранили от царства".
Намёк был совершенно прозрачен, и многие ему верили. Тут-то и началась история привлечения к заговору стрельцов.
Их главным организатором стал князь Иван Михайлович. По ночам в его доме собирались выборные от стрелецких полков и толковали о государственном неустройстве. Царевна Софья, со своей стороны, посылала агентов с деньгами и обещаниями по стрелецким слободам. Как писал историк М.М. Богословский,
"Милославские пустили в ход находившуюся в Москве готовую для осуществления заговора силу, которую проглядели и не сумели взять в свои руки Нарышкины. Этой силой было московское стрелецкое войско, московский пехотный гарнизон, состоявший из 20 полков".
Чем были недовольны стрельцы
В последние годы царствования Фёдора Алексеевича в стрелецком войске расшаталась дисциплина. В полках появилась привычка собираться "в круг" и обсуждать насущные проблемы. Главной темой разговоров были притеснения со стороны командиров. Стрельцов набирали из вольных людей, не привыкших к диктату, и они болезненно воспринимали "крепостнические" замашки своих полковников. По словам того же М.М. Богуславского, "полковники, очевидно, распоряжались в полках, как в своих имениях".
Стрельцы жаловались на злоупотребления офицерства ещё царю Фёдору. При Наталье Кирилловне от жалоб они перешли к требованиям. 30 апреля 1682 г. от них поступило прошение выдать 16 командиров на расправу. Царица Наталья пошла им на уступки. Полковников арестовали, лишили чинов и сурово наказали. Стрелецкое войско почувствовало свою силу и "совершенно разнуздалось".
Вклад князя Ивана Хованского
Особую популярность среди стрельцов приобрёл воевода князь И.А. Хованский, который симпатизировал Мстиславским и внушал своим подопечным, что при новом царе они окажутся "у бояр ещё в большем ярме, чем прежде". Он говорил, что царство будет отдано чужеземцам, а православная вера уничтожена.
Хованский откровенно блефовал, но что взять с безграмотных стрельцов? Они верили каждому его слову.
Раздражение в полках накапливалось, и достаточно было упасть искре, чтобы оно выплеснулось наружу. И вот с подачи Милославских по рукам стрельцов стали ходить списки бояр-"изменников", которых следовало истребить. Для начала мятежа был пущен слух, что Нарышкины убили царевича Ивана.
Мятеж 15 мая 1682 года
В полдень 15 мая стрельцы вооружённой толпой ворвались в Кремль с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана. Чтобы их успокоить царица Наталья, патриарх и многие бояре вышли на Красное крыльцо и вывели обоих братьев.
Стрельцы поняли, что обмануты, и, наверное, разошлись бы по домам. Но тут формальный (и крайне неуважаемый) глава стрелецкого войска князь Михаил Долгорукий набросился на них с бранью. Эта Взбешённые стрельцы влезли на крыльцо, схватили М. Долгорукого, сбросили на копья товарищей и изрубили бердышами. Затем они принялись за бояр из списка.
Всего в тот день было жестко казнено более шести человек и в их числе боярин А.С. Матвеев и брат царицы Афанасий Нарышкин. Через два дня стрельцы потребовали выдать на расправу 22-летнего Ивана Нарышкина, вся вина которого была в том, что его незаслуженно возвели в бояре. Царице пришлось уступить. Ивана причастили, соборовали и выдали стрельцам.
Расправа над Нарышкиными и мнимое возвышение Софьи
Толпа насытилась кровью, но Милославские ещё не унимались. По их наущению стрельцы добились ссылки всех Нарышкиных. Их партия была уничтожена. 29 мая стрельцы потребовали, чтобы правление государством "по молодости обоих царей" перешло к царевне Софье.
Став регентшей и главой государства Софья, однако, столкнулась с тем, что реальной властью не обладала. Стрелецкое войско почувствовало себя "хозяином в государстве", а новый начальник Стрелецкого приказа И. Хованский стал метить в царские свойственники. Фактическая власть в течение лета 1682 г. находилась в его руках. Хованский был в это время единственным посредником между стрельцами и правительством, "и его устами войско продолжало диктовать свою волю царевне Софье".
Подавление бунта
Чтобы справиться со стрелецкой диктатурой, Софья выехала из Москвы в Троицкий монастырь и сделала ставку на поместное дворянство. "По окрестным уездам были посланы грамоты с предписанием ... помещикам немедленно ... явиться к государям". Когда поместное войско собралось, Софья без всякого суда казнила Хованского и его сына. Стрельцы сначала заперлись в Кремле, но потом передумали и решили сдаться.
Так закончился стрелецкий мятеж. Начальником над стрельцами был поставлен думный дьяк Шакловитый, который суровыми мерами восстановил среди них порядок и дисциплину.