Выбрала эту картинку, потому что она похожа на класс, в котором училась и я.
Когда я пошла в первый класс , мы ещё писали перьевыми ручками и чернилами. Мне нравилось писать с нажимом , как нас учили по правописанию. Буквы получались более выразительными.
Когда перьевые ручки сменились шариковыми, пятна от чернил на руках ушли. Чернильницы больше не опрокидывались. Мухи в чернила больше не залезали . Подцепить их нечаянно пером , а потом поставить жирную кляксу было невозможно, ко всеобщему облегчению.
Но красивый нажим при написании каждой буквы ушел тоже.
А вы читали книжку Льва Давыдычева про Ивана Семенова? Я читала этого автора с большим удовольствием.
Шариковые ручки могли " потечь" и тоже набезобразничать в тетради. Но происходило это пореже.
Школа, в которую я вошла в 1969м , а вышла - в 1979м, навсегда останется особенной для меня ещё и потому, что в ней работала учителем моя мама.
Проработала она больше 37 лет , а в этой школе - больше 25ти. До пенсии не доработала, не выдержала. Ушла , как тогда говорили, на выслугу. Это значило, что максимальную пенсию она заработала. Но до тех пор , пока не наступал пенсионный возраст, получала она 36 рублей в месяц.
Когда она дождалась пенсионного возраста, рухнула система соц. обеспечения пенсионеров Советского Союза.
Вот такая вот эпидерсия.
Всю динамику перемен я могла наблюдать не только как ученик. Но и как участник "закулисной жизни " советских учителей.
Что же это за звание такое - советский учитель?
О мужчинах - учителях я знаю мало. В послевоенное время в школах несли свою службу в основном женщины. Учительницы.
Мужчины в школах работали в основном, как директора или инспекторы ГОРОНО, как "трудовики" ( учителя труда ) и физруки ( учителя физкультуры). Бывало, что мужчины преподавали физику или историю. Вот всё, что помню лично я.
Расскажу о той, кого я знаю хорошо.
Когда моя мама только - только пришла на работу, к ней в гости наведались старшие товарищи. Посмотреть, как живёт молодой учитель. И чем можно помочь.
Тогда никто богато не жил. Можно было говорить о каком - то подобии достатка. В плане еды и одежды.
Но когда ученики впервые увидели в школе мою маму , подумали, что это новая уборщица на работу пришла.
Чуть позже общее отношение изменилось коренным образом. Но на первых порах маме пришлось нелегко.
Как заслужившую доверие, маме дали класс.
Классное руководство , за которое она получала дополнительно к зарплате десять рублей , требовало не только внимания к учебе во вверенном классе. Но и внимания к поведению каждого ученика.
Если ученик учился и вёл себя из рук вон плохо, классный руководитель отправлялся к нему домой, чтобы выяснить , почему ребенок не успевает в школе.
Не успевает - это значит, не справляется. Слово "неуспевающий" несло негативную смысловую нагрузку. И бросало тень и на работу классного руководителя в том числе.
Классный руководитель ходил домой к семьям, в которых родители злоупотребляли крепкими алкогольными напитками. Проводил беседы. Странно звучит сейчас, но тогда к словам учителя прислушивались.
При необходимости учитель бегал в такие семьи по ночам, чтобы оказывать помощь ученику, если кто - нибудь из родителей разошелся скандалить или , не дай Б-г, руки распускать.
Телефонов в квартирах ещё не было. Посреди ночи в дверь просто стучали и начинали словами :
- Людмила Михайловна!..
Не извинялись за поздний визит. Да маме и не нужны были извинения. Собиралась и бежала вместе со страдальцем.
Классный руководитель добивался материальной помощи ученику, родители которого не в состоянии были купить ему школьную форму.
Я не знаю, какими были другие "классные" ( так тогда называли классного руководителя), но все мамины друзья, они же коллеги, разговаривали только о школе, когда собирались вместе по праздникам. Ни один из мужей в эти разговоры не встревал.
- Куда смотрит школа?
Раньше такой вопрос был обычной реальностью. Советские учителя отвечали перед обществом не только за качество знаний , которые они давали, но и за то, каких людей они выпускали в жизнь.
Такие высокие стандарты требовали большой подготовки от самих учителей . И очень много физических и эмоциональных затрат.
Одни тетрадки с контрольными работами чего стоили. Проверялись тетрадки всегда дома. После работы. И засиживались с ними учителя допоздна.
Мама вспоминала, что самой лучшей школой профессионального роста была жизнь и возможность понаблюдать, как ведут себя учителя старшего поколения.
Маме повезло. Она застала учителей " старой закалки". Из гимназий и школ дореволюционного образца.
Новый материал учитель полностью объяснял в классе. Задание на дом давалось строго в рамках изученной темы.
Уроки труда, физкультуры , пения и рисования приносили огромную радость.
Давали время передохнуть после трудных " мозговых штурмов" . Открывали ресурсы и возможности , которые включали творчество и активную нагрузку.
Гербарии, между прочим, собирались во время уроков, которые проходили на свежем воздухе.
Но времена учителей " старой закалки" прошли. Требования к учителю росли. А зарплаты оставались весьма скромными.
Внешний вид учителей не внушал доверия тем, кого они учили прекрасному, доброму, вечному..
В учительской среде того времени ходила шутка:
- Чего не хватает учителю? Пять минут до урока и три рубля до зарплаты.
Климат школьной жизни изменился . И не только школьной..
А понятие " советский учитель" приобрело совсем другое значение.
Только напоминание осталось об ушедшем времени в виде книг и старых фильмов..