Городская средневековая культура, о которой я писала раньше, стала почвой для появления и дальнейшего расцвета своеобразной литературы, зачастую смехового (карнавального) характера. Именно в городах родилась и поэзия вага́нтов (от лат. vagantes – «бродячие»), о которой я расскажу в этой статье.
К XII веку вся Западная Европа покрылась сетью дорог, связывающих города, по которым постоянно передвигались массы людей разных сословий: рыцари-крестоносцы, странствующие монахи и паломники, нищие, актёры, купцы и торговцы.
Среди всех этих людей особую нишу занимали средневековые студенты или школяры́, путешествующие в поисках знаний, из университета в университет, от одного профессора к другому. (Напомню, что первые университеты появились в Европе в XI-XII веках. Старейший из них - Болонский, основан в 1088 году).
Это были достаточно молодые люди, оторвавшиеся от своих корней, не успевшие приобрести какую-либо профессию, жаждущие как знаний, так и земных наслаждений.
Во французской стороне,
на чужой планете,
предстоит учиться мне
в университете.
До чего тоскую я -
не сказать словами...
Плачьте ж, милые друзья,
горькими слезами!
На прощание пожмем
мы друг другу руки,
и покинет отчий дом
мученик науки.
Вот стою, держу весло -
через миг отчалю.
Сердце бедное свело
скорбью и печалью.
Тихо плещется вода,
голубая лента...
Вспоминайте иногда
вашего студента.
"Прощание со Швабией". Фрагмент. Перевод Л. Гинсбурга.
Полученное в университетах образование давало им определённую свободу во взглядах на мир, делая их опасными конкурентами и, даже, врагами церкви. Так в одном из церковных уставов мы читаем:
"Вырядившись монахами, они бродят повсюду, разнося свое продажное притворство, обходя целые провинции, никуда не посланы, никуда не присланы, нигде не пристав, нигде не осев... И все они попрошайничают, все они вымогают - то ли на свою дорогостоящую бедность, то ли за свою притворновымышленную святость..."
Студенты чувствовали особое превосходство над остальным «невежественным» миром и ощущали своеобразное родство между собой, что вылилось в представление о некоем сообществе, студенческом братстве - ордене вагантов (по типу рыцарских или духовных) или галиа́рдов (от имени библейского великана Голиа́фа).
У них был своеобразный устав, гимн и правила этикета. Однако вся эта культура в своей основе была смеховой, где серьезные правила переиначивались, высмеивались, переворачивались с ног на голову.
"Эй, - раздался светлый зов, -
началось веселье!
Поп, забудь про Часослов!
Прочь, монах, из кельи!"
Сам профессор, как школяр,
выбежал из класса,
ощутив священный жар
сладостного часа.
Будет нынче учрежден
наш союз вагантов
для людей любых племен,
званий и талантов.
Все - храбрец ты или трус,
олух или гений -
принимаются в союз
без ограничений.
"Чин галиардский". Фрагмент. Перевод Л. Гинсбурга.
Будучи людьми образованными, ваганты писали стихи, в основном, на «учёной» латыни. Главной чертой их творчества была сатирическая направленность.
Ложь и злоба миром правят.
Совесть душат, правду травят,
мертв закон, убита честь,
непотребных дел не счесть.
Заперты, закрыты двери
доброте, любви и вере.
Мудрость учит в наши дни:
укради и обмани!
Друг в беде бросает друга,
на супруга врет супруга,
и торгует братом брат.
Вот какой царит разврат!
"Выдь-ка, милый, на дорожку,
я тебе подставлю ножку", -
ухмыляется ханжа,
нож за пазухой держа.
Что за времечко такое!
Ни порядка, ни покоя,
и Господень Сын у нас
вновь распят, - в который раз!
Примас Орлеанский. Перевод. Л. Гинсбурга.
Любимыми темами такой поэзии были прославление хмельных застолий («кабацкого житья»), азартных игр (кости – «зернь» или карты), свободной любви без каких-либо обязательств, высмеивание служителей церкви или представителей власти.
Без возлюбленной бутылки —
тяжесть чувствую в затылке.
Без любезного винца
я тоскливей мертвеца.
Но когда я пьян мертвецки,
веселюсь по-молодецки
и, горланя во хмелю,
Бога истово хвалю!
Перевод. Л. Гинсбурга.
Конечно, нередко ваганты писали (не без гордости за себя) о том, как тернист и тяжёл путь приобретения научных знаний, жалуясь на «бессердечие» профессоров по отношению к «бедным» школярам.
Часто в стихах возникает мотив колеса Форту́ны (слепой удачи, счастливого случая), которая может внезапно «отвернуться» от героя, обернувшись горестями и неудачами.
Слезы катятся из глаз,
арфы плачут струны.
Посвящаю сей рассказ
колесу Фортуны.
Испытал я на себе
суть его вращенья,
преисполнившись к судьбе
чувством отвращенья.
Мнил я: вверх меня несет!
Ах, как я ошибся,
ибо, сверзшийся с высот,
вдребезги расшибся
и, взлетев под небеса,
до вершин почета,
с поворотом колеса
плюхнулся в болото.
"Колесо Фортуны". Фрагмент. Перевод Л. Гинсбурга.
Немало стихов посвящали ваганты собственной бедности и бытовой неустроенности, что вылилось в особый песенно-стихотворный жанр, названный «попрошайнями», в котором студент выпрашивает подаяния у богачей, используя множество известных в христианской мифологии примеров щедрости и бескорыстия, явленных святыми.
Я - кочующий школяр...
На меня судьбина
свой обрушила удар,
что твоя дубина.
Не для суетной тщеты,
не для развлеченья -
из-за горькой нищеты
бросил я ученье.
На осеннем холоду,
лихорадкой мучим,
в драном плащике бреду
под дождем колючим.
"Нищий студент". Фрагмент. Перевод Л. Гинсбурга.
Стихи вагантов нередко собирались в обширные своды, самый полный из которых получил название «Carmína Burána» («Беуронские песни»). Благодаря таким сборникам до нас дошли не только образцы поэзии вагантов, но и имена некоторых сочинителей, например, Архипии́т Кёльнский, Ва́льтер Шатильо́нский, Гуго́н, Прима́с Орлеа́нский и др.
В начале XX века поэзия вагантов вдохновила немецкого композитора Карла Орфа на создание кантаты, в основу текста которой были положены стихи из сборника «Carmína Burána». Наверняка вы слышали мощное вступление к ней, открывающееся текстом "О, Фортуна". Если нет, то обязательно послушайте это произведение (и, желательно, целиком).
И напоследок приведу без сокращений стихотворение одного из самых известных и талантливых представителей ордена галиардов - Архипиита Кёльнского, в котором отражается сам дух поэзии вагантов.
С чувством жгучего стыда
я, чей грех безмерен,
покаяние свое
огласить намерен.
Был я молод, был я глуп,
был я легковерен,
в наслаждениях мирских
часто неумерен.
Человеку нужен дом,
словно камень прочный,
а меня судьба несла,
что ручей проточный,
влек меня бродяжий дух,
вольный дух порочный,
гнал, как гонит ураган
листик одиночный <...>
Я унылую тоску
ненавидел сроду,
но зато предпочитал
радость и свободу
и Венере был готов
жизнь отдать в угоду,
потому что для меня
девки - слаще меду!
Не хотел я с юных дней
маяться в заботе -
для спасения души,
позабыв о плоти.
Закружившись во хмелю,
как в водовороте,
я вещал, что в небесах
благ не обретете! <...>
Разве можно в кандалы
заковать природу?
Разве можно превратить
юношу в колоду?
Разве кутаются в плащ
в теплую погоду?
Разве может пить школяр
не вино, а воду?!
Ах, когда б я в Кельне был
не архипиитом,
а Тезеевым сынком -
скромным Ипполитом,
все равно бы я примкнул
к здешним волокитам,
отличаясь от других
волчьим аппетитом.
За картежною игрой
провожу я ночки
и встаю из-за стола,
скажем, без сорочки.
Все продуто до гроша!
Пусто в кошелечке.
Но в душе моей звенят
золотые строчки.
Эти песни мне всего
на земле дороже:
то бросает в жар от них,
то - озноб по коже.
Пусть в харчевне я помру,
но на смертном ложе
над поэтом-школяром
смилуйся, о Боже!
Существуют на земле
всякие поэты:
те залезли, что кроты,
в норы-кабинеты.
Как убийственно скучны
их стихи-обеты,
их молитвы, что огнем
чувства не согреты <...>
Для меня стихи - вино!
Пью единым духом!
Я бездарен, как чурбан,
если в глотке сухо.
Не могу я сочинять
на пустое брюхо.
Но Овидием себе
я кажусь под мухой.
Эх, друзья мои, друзья!
Ведь под этим небом
жив на свете человек
не единым хлебом.
Значит, выпьем, вопреки
лицемерным требам,
в дружбе с песней и вином,
с Бахусом и Фебом...
Надо исповедь сию
завершить, пожалуй.
Милосердие свое
мне, Господь, пожалуй.
Всемогущий, не отринь
просьбы запоздалой!
Снисходительность яви,
добротой побалуй.
Отпусти грехи, Отец,
блудному сыночку.
Не спеши его казнить -
дай ему отсрочку.
Но прерви его стихов
длинную цепочку,
ведь иначе он никак
не поставит точку.
Архипиит Кёльнский. "Исповедь". Перевод Л. Гинсбурга
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.
Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:
Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
На какие периоды принято делить средневековую культуру Европы.
Романская архитектура. Храмы.
Романский стиль. Скульптура и живопись.
Романская архитектура. Рыцари и замки.
Средневековый город - колыбель готического стиля.
Готические соборы - архитектура стремящаяся к Богу.
Готический стиль в скульптуре и живописи.
"Полны чудес сказанья, давно минувших дней..." Средневековый героический эпос.
Кто такие трубадуры, и какие стихи они посвящали Прекрасным Дамам.
Умереть от любви или за любовь. Средневековый рыцарский роман.
Средневековая городская литература.
Ваганты. Кто они и о чём писали?
Средневековая музыка - символика чисел
Средневековая музыка. Григорианский хорал и другие жанры.
Средневековая музыка. Создание нотной записи - великая реформа Гвидо из Ареццо.
Светская музыка средневековой Европы.
Как в Европе родился профессиональный театр, и какие действа в нём разыгрывали.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.