Найти тему
К новым горизонтам!

Разбираю опыт владения акциями 1-ой в портфеле европейской (или бермудской?) компании. Неутешительные выводы.

Оглавление

Периодически возникают мысли по страновой диверсификации. Моя текущая стратегия не включает в себя сильного правила по покупке каких-либо активов кроме американских (торгующихся на американских биржах). Но фактически из отчетов прослеживается правило - только компании США.

При этом в стратегии есть правило не покупать российские активы, которое, подозреваю, возникли в связи с предыдущим опытом. Хоть я периодически и завидую нашему брату инвестору, получающему 10%+ дивидендов по российским акциям (в рублях). У меня средняя дивидендная доходность 3,8% с учетом кэша и 4,4% если брать только акции.

Исключения из фактического правила стратегии

Тем не менее в портфель затесались две европейские компаний (в виде акций, торгующихся на все тех же американских биржах).

Сегодня расскажу чуть подробнее о первой европейской компании появившейся в моем портфеле.

Как я нашел SFL Corporation

В начале своей инвестиционной карьеры, меня привлекла компания Ship financial international limited (ныне SFL Corp ltd). Привлекла своими дивидендами (более чем 10% в долларах). Далее я как мог оценил бизнес компании, не с точки зрения финансов, а с точки зрения понятности и субъективного представления о перспективности.

Менеджмент компании сидит в Осло и Лондоне. Штаб-квартира в Осло, что делает эту компанию Норвежской. А вот зарегистрирована компания на бермудских островах. По всей видимости, менеджмент искушен в оптимизации налогообложения и других финансовых премудростях.

Компания владеет танкерами, морскими контейнеровозами, сухогрузами и морскими платформами и сдает их под перевозку соответствующих грузов (кроме платформ, конечно).

Вроде нефть и другие полезные ископаемые, а также производимые в одних частях света товары, будут еще какое-то время перевозить между континентами. Перевозить их морским путем на сегодняшний день выгоднее, чем какими либо другими способами. А иногда это просто единственный возможный вариант.

Вот такой удобный сервис есть на сайте компании. Можно посмотреть где какие суда и платформы находятся в режиме реального времени.
Вот такой удобный сервис есть на сайте компании. Можно посмотреть где какие суда и платформы находятся в режиме реального времени.

- Ну и нормально, - подумал я, - Будем зарабатывать вместе с компанией на перевозках. И купил акции своей первой норвежско-бермудской (или бермудско-норвежской) компании.

Что меня могло насторожить

Даже дилетанту легко обратить внимание на некоторые базовые индикаторы, определяющие пригодность компании для долговременных инвестиций начинающих инвесторов. Меня должны были уже тогда насторожить следующие факторы:

  1. Дивиденды более 10% на текущий момент - фактор риска. Мне начинающему инвестору не стоило клевать на такое заманчивое предложение. По настоящему оценить бизнес по финансовой составляющей и определить являются ли высокие дивиденды нормальной ситуацией для конкретной компании могут только профессионалы или очень опытные инвесторы.
  2. Плавное (на тот момент) историческое снижение котировок акций. Есть теория, что в цене акций заложено вообще все, и текущее финансовое состояние компании, включая закредитованность, и потенциал развития бизнеса, и все остальное. Для себя я решил покупать компании только с растущей исторически стоимостью акций (на длительном периоде, локальные просадки - совсем другая ситуация). Опять же при более глубоком анализе можно понять, что и падающие на долговременном периоде компании привлекательны для долговременного инвестирования. Но непрофессионалу лучше перестраховаться.
  3. Основной бизнес компании связан с затратной инфраструктурой, которую нужно регулярно обслуживать и которая подвержена множеству самых разнообразных рисков. Грубо говоря, корабли то в штормах бедствия терпят, то пираты их захватывают, а то банально снижение экономики и перевозок. Опять же от цен на нефть бизнес зависит, т.к. танкеры и морские платформы на нефть завязаны. А у нас еще и страна в которой мы живем на нефть сильно завязана. Лишняя привязка к нефти при долговременных инвестициях уже ни к чему.
  4. Ну и компании зарегистрированные в офшорах - не для начинающих, как мне кажется. Все-таки американские и чисто европейские компании зарегулированы так, что ряд рисков для акционеров снижается. Мне и другим начинающим инвесторам не хватает понимания зачем компании на Бермудах регистрируют, какие у них там возможности для искажения финансовой отчетности появляются. Американские компании все-таки если и рисуют отчетность, то очень аккуратно (типа переноса сумм между отчетными периодами, учетом в в разные периоды одного и того же в разных статьях отчетности и т.п.).

Какие риски сыграли

До пандемии компания более-менее радовала. Естественно в пандемию компания сильно просела вместе с нефтянкой и всей остальной мировой экономикой. Посмотрите на падение чистой прибыли до налогообложения в I-ом квартале 2020 года (на рисунке ниже).

В I-ом квартале 2020 года был грандиозный убыток, в несколько раз превышающий всю показанную в отчете прибыль на предыдущие периоды (на скриншоте чистая прибыль до налогообложения).
В I-ом квартале 2020 года был грандиозный убыток, в несколько раз превышающий всю показанную в отчете прибыль на предыдущие периоды (на скриншоте чистая прибыль до налогообложения).

Что стало с дивидендами

Естественно, что компания с минимальным доходом и грандиозными убытками не может стабильно платить высокие дивиденды. И компания существенно снизила дивиденды. Это был неприятный момент. Так как моя стратегия подразумевает владение высокодивидендными активами.

Но ничего. Это продлилось недолго. Вскоре компания снизила дивиденды второй раз. :(

Скриншот из аналитики, предоставляемой моим американским брокером.
Скриншот из аналитики, предоставляемой моим американским брокером.

Что со стоимостью акций

Стоимость доли портфеля вложенной в акции SFL снизились на 46%. Я теряю капитал, а на наращиваю. Это противоречит моей стратегии, которая предусматривает и постепенное (пусть плавное) увеличение капитала и регулярное получение дивидендов.

Вот что с котировками за последние 5 лет. Опят же кризис подкосил.
Вот что с котировками за последние 5 лет. Опят же кризис подкосил.

Выводы

Этот первый опыт владения квазиевропейской компанией не могу назвать удачным. Надеюсь он послужит мне уроком и я изменю свое инвестиционное поведение с учетом следующих выводов:

  1. Постараюсь покупать компании с исторически растущими котировками, что отражает умение компании развивать и наращивать бизнес.
  2. В случае высоких дивидендов (более 6% в долларах) буду более тщательно изучать компанию доступными мне средствами, пытаясь понять нормально ли это для конкретной компании или очень временное явление.
  3. Понимание бизнеса "на пальцах" не исключает необходимости посмотреть толкование отчетности в плане динамики прибыли и закредитованности. Для разных компаний нормальный уровень закредитованности (как и другие финансовые показатели) разный.
  4. Ну и рассмотренную компанию я не буду докупать в свой портфель, не воспринимая снижение котировок как скидку. Хотя очень люблю покупать на просадках надежные американские компании.

На текущем этапе своего дилетантского ивестиционного пути верю в то, что американские компании уже дают сами по себе диверсификацию по всему миру, т.к. являются по факту международными. Интуитивно хочу все-таки разбавить портфель европейскими компаниями. Недавно купил вторую свою европейскую компанию зарегистрированную в Гааге (да, это Royal Dutch Shell и это нефтянка). О своих дилетантских выводах по ней расскажу как-нибудь в другой раз.

Напишите в комментариях считаете ли вы нужным добавлять в портфель какие-либо компании кроме американских и российских. Это очень меня интересует и, вероятно, я буду проводить дальнейшие исследования и эксперименты со страновой диверсификацией с учетом ваших комментариев.

А читайте вот что: