Продолжение. Начало здесь...
Материала об Аркадии Каманине у меня набралось на семь статей, причем очень насыщенных и объемных. Когда я заинтересовался этой небольшой темой, я не думал, что в ней откроются такие бездны. Каждый поворот сюжета вызывал мое глубочайшее изумление. Пора сделать выводы.
Если с фактической стороной все ясно – подвиги Аркадия Каманина придуманы, а ордена получены за счет административного ресурса отца, и скажем так, в сумме явно превышают реальные заслуги, то что остается? Давайте поговорим о моральной стороне этой истории. Меня вот в комментариях тоже регулярно обвиняют в аморальности и цинизме, что я пытаюсь очернить светлый образ двух героев, отца и сына. Хорошо, давайте о морали. Обсудим облик и автора, и действующих лиц.
Аморальность автора. В первую очередь меня в этом упрекают некоторые любители всего советского, почитатели культа героев прошлого. Для таких людей Героями с Большой Буквы являются все, про которых когда-то писали газеты, которых были официально признаны Героями в советское время. Облик этих Героев свят и сакрален, любые их действия правильны и оправданы. Любые слова в адрес героев, кроме прославляющих, являются кощунственными. Практически это религиозный культ, с адептами которого у меня совершенно разные системы координат, поэтому обсуждать что-либо с такими людьми бессмысленно. Обмен рациональными аргументами невозможен, спор о морали тоже. Можно не тратить время.
Попытаемся остаться в рамках рациональности, т.е. разумности. Многие мне пишут: «Пацан летал, воевал, значит уже заслуживает наград. Неважно, что он на самом деле сделал. Что ты к нему прицепился?» Я «прицепился», потому что захотел разобраться, и продолжаю пытаться. Поэтому задаю вопросы. А что, само нахождение в прифронтовой полосе уже оправдывает всё? Это само по себе достойно награды? Или награда полагается за юный возраст? Значит ли это, что нужно было награждать всех подростков, оказавшихся рядом с фронтом? Любым количеством орденов? Отвечая на эти вопросы положительно, мы быстро скатываемся в абсурд. Вспомним при этом, что летчику-штурмовику первый орден полагался за 10 боевых вылетов, а среднее число вылетов до сбития составляло всего 11. Насколько морально давать генеральскому сыну такой же орден, что и боевому летчику? Мальчику вроде не жалко, он же летал, хоть и вдали от фронта. А как это выглядит по отношению к парню на четыре года старше, по которому стреляли и которого сбивали?
Стоит отметить, что оценивать следует действия не Аркадия, а его отца. Несмотря на то, что в моей серии статей чаще фигурирует имя Аркадий, их настоящим героем является Николай Петрович Каманин. Аркадий в свои четырнадцать лет не принимал самостоятельных решений. Сказки про то, как сын приехал к отцу в штаб и заявил, что будет воевать, а генерал Каманин не смог этому противостоять, давайте оставим восторженным журналистам. Генерал Каманин, известный своим волевым характером, гнувший подчиненных в дугу, не смог устоять против напора мальчика? Серьезно? Испугался, что сын убежит из Москвы на фронт, устроиться в другую часть? Неужели? Ох уж эти сказки про побеги на фронт. В годы войны попасть в прифронтовую полосу, проскользнув мимо патрулей, комендатур, «смершей», особых отделов и прочих компетентных органов, было не так-то просто. А чем питаться? Где взять продаттестат? А как передвигаться без документов? Пешком по грунтовым дорогам? И какая бы часть его взяла, помимо подчиненной отцу?
Давайте смотреть на вещи реально – Николай Петрович Каманин взял Аркадия к себе в штаб, потому что хотел это сделать. И научил летать, потому что хотел это сделать. Не мальчик сам научился втихаря от отца, а отец приказал научить сына. И отец вручил сыну три ордена, потому хотел это сделать. И устроил после войны в Военно-воздушную академию. А Аркадий делал то, что ему велели. Поэтому оценивать стоит только действия отца. Мне говорят: «Зато генерал Каманин хорошо воевал». Замечательно. Оставим в стороне его боевые заслуги, спасение челюскинцев, руководство космонавтами. Остановимся только эпизоде с сыном. Хорошо ли поступил генерал Каманин в этом вопросе?
Прежде чем ответить, зададим другой вопрос: «Зачем генерал Каманин все это организовал?» Из патриотических побуждений? Или чтобы запустить Аркадию успешную карьеру? Мне скажут, что мои вопросы аморальны. Возможно. А прикрываться патриотическими мотивами для карьерного продвижения морально? Ладно, папа взял мальчика в эскадрилью связи при штабе корпуса из патриотизма. А награждал его почему? Как мы оценим сами награждения?
И тут мне с другой стороны начинают возражать другие, современные, оппоненты. А что такого? Кто бы из родителей сейчас не помог бы своему ребенку продвинутся по службе?
Теперь меня уже подобные вопросы немного ставят в тупик. Да, это очень рационально, продвигать ребенка по службе. Но все же, это морально, или нет? На сегодняшний взгляд? И во времена юности Аркадия Каманина? Чтобы это понять зададим еще один вопрос:
А генерал Каманин сам-то как относился к своему участию в награждениях сына? Скрывал или нет? Почему он в своих мемуарах, спустя 23 года после войны, пишет, каким радостным сюрпризом для него стало получение сыном ордена «Красной звезды», но ничего не говорит, что этот орден был уже вторым, но не последним, и что на всех наградных листах стояла его резолюция? В чем состоял сюрприз, если он сам ставил вердикт «достоин» в наградном листе и окончательное решение о награждении принимал тоже сам? Похоже, генерал Каманин не очень хотел афишировать свое участие в наградах сына даже спустя десятилетия лет после войны. А почему? Из скромности? Или полагал, что это все же некрасиво?
Но это дела давние. Мне еще немного изумляет современность. Современные журналисты и блогеры сейчас массово пишут статьи, что Аркадий, если бы не умер, мог бы стать космонавтом, да чуть ли не первым. Почему? Да потому что папа, Николай Петрович Каманин, руководил отрядом космонавтов! Я как-то привык, что в первый отряд отбирали лучших из лучших, самых крепких, выносливых, умных молодых летчиков, прошедших большой конкурс. Но оказывается, с точки зрения современных «писателей», семейной протекции для прохождения было бы вполне достаточно. И полетел бы на орбиту Аркадий Петрович вместо Юрия Алексеевича. Сейчас это, оказывается, допустимо произносить вслух. Ну то есть если раньше протекцию стоило скрывать, то сейчас этим можно уже гордиться.
А тут я со своими нравственными оценками. Что-то как-то я не совпадаю с современным миром, с какой стороны не посмотри.
Продолжение следует.
Список всех публикаций на тему находится здесь...
Предыдущие статьи цикла:
Пионер-герой и его папа-генерал