В этой статье я расскажу о том, какие виды коррупции существуют в кадастре, и чем конкретно она вредит этой области.
Какие виды коррупции существуют в кадастре
Прежде, чем рассказать о них, я хочу сразу уточнить, что, говоря «коррупция», я не имею в виду только лиц, которые занимают определенные государственные должности, но и тех лиц, которые не являются государственными служащими, но получают денежное довольствие.
Я понимаю, что мое объединение этих понятий, возможно, выглядит некорректным, но мне так будет проще для простоты описания.
Идти я буду по нарастающей.
Итак, 1-я форма коррупции – это попытка подкупа кадастрового инженера.
Не сказать, что это довольно распространенная ситуация, ведь сам кадастровый инженер и часть Заказчиков, я думаю, должны понимать, что от кадастрового инженера не зависит ничего, кроме его компетентности, которая больше кадастру не нужна.
Как правило, попытки подкупа кадастрового инженера связаны с отражением недействительных характеристик, которые, так или иначе, мешают по какой-то причине Заказчику (сдвинуть координаты, указать меньшую площадь, ставить несуществующий объект и т.д.).
Отсутствие у кадастрового инженера работы или возможность заработать легкие деньги за определенную долю риска сподвигают пойти на поводу у этой идеи.
Говоря об определенной доли риска, следует усматривать ст. 170.2 Уголовного кодекса РФ за внесение заведомо ложных сведений.
Однако, исходя из трактовки данной статьи, следует заметить, что наказывается внесение заведомо ложных сведений, которые причинили крупный или особо крупный ущерб.
2-я форма коррупции – это попытка подкупа конкретного государственного регистратора прав с целью исключения возможных препятствий к прохождению кадастрового учета и (или) регистрации права.
Здесь ситуация более однозначна в контексте получения окончательного результата, т.е. подкупив регистратора, который принимает окончательное решение, ты тем самым открываешь удивительный и слаженный механизм того, как это должно работать в действительности.
Данная форма является более легкой в контексте подкупа, потому что при обращении в Росреестр не происходит внесение каких-то недействительных сведений.
Данным денежным довольствием происходит просто демонтаж заранее выстроенного забора коррупции конкретным человеком, зарплата которого составляет от 25 до 30 тысяч рублей в месяц (неиспользование в приостановлении кадастрового учета или регистрации права непонятных формулировок, допускающих бесконечное количество трактований).
О стоимости такого «сопровождения» я писал здесь.
3-я форма коррупции – это попытка подкупа государственного регистратора прав с целью включения недействительных сведений, но которые были бы удобны заявителю.
Здесь ситуация сложнее и государственный регистратор прав, при всей его любви к айфонам последней модели, не пойдет на такую сделку без ведома руководителя филиала, в котором будет совершаться данное действие.
Механизм такого сопровождения также, достаточно налажен.
- Подготовка драфта (черновика) технического или межевого плана, который впоследствии будет подаваться в Росреестр;
- Описание задачи и окончательного результата, который требуется;
- Направление информации соответствующему контактному лицу в Росреестре.
После 2-3 недель, контактное лицо из Росреестра выкатит стоимость, соответствующую поставленной задаче.
Как правило, такой опцией пользуются относительно крупные юридические лица, у которых отсутствуют в наличии какие-то документы, либо эти документы подделаны.
Особенностью данного сопровождения является то, что, в отличие от предыдущего случая, стоимость, которая озвучивается в этой ситуации, в десятки раз превышает суммы, установленные за намеренный демонтаж выставляемых препятствий (законное прохождение), поэтому и позволить себе это могут относительно крупные юридические лица.
К чему это привело
- 1. Кадастровые инженеры
Эта каста собирает «объедки со стола» и стоимость такой взятки невысока за счет, повторюсь, невозможности обеспечения кадастрового учета или регистрации права, а просто закрывания глаз или подлог документов.
Кадастровый инженер все также должен обеспечить качественную подготовку документов (постараться максимально соблюсти все нюансы). Все, что здесь страдает – это некая личностная составляющая после намеренного согласия на нарушение закона.
В отдельных случая, страдает третье лицо, права которого этими действиями были нарушены.
При отсутствии потенциально страдающей третьей стороны, по-моему мнению, доказать нанесенный ущерб и правильно его оценить достаточно сложно, ведь кадастровый инженер всегда может прикинуться дурачком и сказать, что была ошибка технического характера, за исключением явных случаев, например подготовка документа на несуществующий объект (хотя, опять же, можно сказать, что при производстве работ объект был на местности).
- 2. Регистраторы прав
Обычные регистраторы прав, в данном случае, являются ухоженными собаками в дорогом доме. Собаками, которых возят на стрижку, кормят дорогим кормом и т.д.
Я не удивлюсь, если при получении соответствующей должности, таким людям проводят ликбез о том, за что они могут брать деньги и как выстроить свое препятствие в виде небольшого забора.
В целом, эта ситуация привела к тому, что система настолько сильно тебя нагнула, что ты начал касаться лбом собственных пальцев на ногах.
Каждый кадастровый учет или регистрация права превращаются в рулектку.
Ты, либо платишь, либо закладываешь временной промежуток от полугода до года на судебные издержки.
- 3. Росреестр в целом
Это хозяин стола. Он устанавливает правила. С середины 2020г. теперь Росреестр занимается законотворческой деятельностью, в том числе, и пишет законы под себя – он перестал быть частью Министерства экономического развития.
Хорошая новость в том, что любое дело в наши дни пройдет в Росреестра – вопрос только в цене. Чем сложнее вопрос, тем больше денег. Нерешаемых вопросов нет, в том числе прямо противоречащих закону.
Плохая новость в том, что обычные люди, которые не готовы жить не по установленным правилам, свои вопросы не решат, а если и решат, то большими усилиями и временем, которое превышает все разумные сроки для относительно простых вопросов.
Готовятся очередные изменения в законы и требования кадастра. Одна из первых попыток Росреестра писать законы явно указывает на то, что менять что-либо в установленной системе не предполагается (о конкретном случае я писал здесь).
На текущий момент, основные задачи Росреестра, исходя из его действий:
- писать максимально расплывчатые законы для возможности их истолкования в свою пользу в любом случае;
- уничтожить институт кадастровых инженеров и установить государственную монополию на осуществление кадастровых услуг;
- погоня за бесполезной статистикой и отчетами для официальной причины увеличения финансирования (например, увеличение количества запросов онлайн на получение сведений ЕГРН, по мнению Росреестра, должно привести к увеличению серверной мощности, количеству сотрудников, отвечающих за это, а также технические работы над соответствующими порталами).