Найти в Дзене
Вадим Демьянович

Роковые решения Вермахта. Не все немецкие генералы были согласны с планом «Барбаросса».

Дерзкий план по нападению на СССР, как мы знаем, был одобрен далеко не всем руководством вермахта. Мы уже писали, про то, что план был разработан вопреки мнению многих германских командующих, которые имели опыт войны на Востоке с русской армией в Первую мировую войну, и поддержан теми, кто воевал только на Западном фронте. Да и среди согласившихся с войной с Советским Союзом мнения разделились.

Фельдмаршал фон Рундштедт (Karl Rudolf Gerd von Rundstedt), который командовал группой армий «Юг» сказал о предстоящей войне так:

«Война с Россией — бессмысленная затея, которая, на мой взгляд, не может иметь счастливого конца. Но если, по политическим причинам, война неизбежна, мы должны согласиться, что её нельзя выиграть в течение одной лишь летней кампании. Вы только посмотрите на эти огромные пространства. Мы не можем разгромить противника и оккупировать всю западную часть России от Балтийского до Чёрного моря за какие-нибудь несколько месяцев. Мы должны подготовиться к длительной войне и постепенно достигать своих целей. Прежде всего, сильная группа армий „Север“ должна захватить Ленинград. Это даст нам возможность соединиться с финнами, уничтожить красный Балтийский флот и усилить своё влияние в скандинавских странах. Группы армий „Юг“ и „Центр“ должны продвинуться пока только до линии Одесса — Киев — Орша — озеро Ильмень. Если затем окажется, что в этом году у нас ещё останется время, мы будем наступать на Москву: с северо-запада — группой армий „Север“ и с востока — группой армий „Центр“. Все дальнейшие Операции можно отложить до 1942 г., когда мы сможем разработать новые планы, основанные на реальной обстановке».

Направления ударов
Направления ударов

А вот мнение фельдмаршала фон Клюге (Hans Günther Adolf Ferdinand von Kluge), который руководил 4-й танковой армией, наступавшей на Москву:

«Москва — голова и сердце советской системы. Она не только столица, но и важный центр по производству различных видов оружия. Кроме того, Москва — важнейший узел железных дорог, которые расходятся во всех направлениях, в том числе и на Сибирь. Русские вынуждены будут бросить на защиту столицы крупные силы. Поэтому я считаю, что все свои силы мы должны бросить на Москву, наступая через Минск, Оршу и Смоленск. Если мы захватим Москву до наступления холодов, можно будет считать, что мы для одного года достигли очень многого. Затем нужно будет подумать и о планах на 1942 г.».

А будущий штабной генерал Вестфаль Зигфрид (Siegfried Carl Theodor Westphal), описывая эту историю в мемуарах, имел такое мнение:

«В 1941 г. нам нужно было захватить районы Москвы и Ленинграда и удерживать столицу противника, его крупнейший железнодорожный узел и два важнейших города. Этого можно было достигнуть путём развёртывания основной массы наших сил в районах действий групп армий «Север» и «Центр». Основная задача группы армий «Юг» во время кампании 1941 г. заключалась бы только в продвижении на восток южнее Припятских болот и в прикрытии правого фланга группы армий «Центр». Поэтому не могло быть и речи о попытке захватить южную часть России в этом году.»

Но Гитлеру надо было всё и сразу. Необходимо было захватить Москву, взять Ленинград и соединиться с финнами на севере, добраться до бакинской нефти на юге, по дороге став хозяином украинских пшеничных полей и индустриального Донбасса. Тем более, что его окрылял успешный опыт в Польше и во Франции, где успех сопутствовал вермахту более ожидаемого.

План "Барбаросса". График захвата территории СССР.
План "Барбаросса". График захвата территории СССР.

И хотя в итоговом плане были определенные этапы, сначала взятие Минска, потом Киева и Ленинграда, всё-таки вермахт планировал наступать одновременно по трем основным направлениям, не считая четвертого румынского на Одессу.

И надо сказать во многом немцы преуспели. Беспрецедентная компания по дезинформации и маскировке позволила гитлеровцам получить огромный эффект неожиданности, благодаря чему они и получили большое стратегическое преимущество в первые дни войны перед Красной армией.

Тем более, что им удалось собрать, в том числе и под предлогом обороны от возможного нападения СССР, войск численностью в полтора раза больше советских. Они были более моторизованными, хотя по количеству самолетов и бронетехники вермахт уступал противнику. Но полученное превосходство в движении позволяло более динамично вклиниваться в оборону и окружать оборонные порядки Советов. А количество стратегической техники нивелировалось первыми днями, когда все приграничные аэродромы русских и скопления бронетехники были разбомблены. Тщательная разведка высотной авиацией позволила немцам зафиксировать все места, которые надо было ликвидировать в первую очередь. Пишут, что высотная авиация люфтваффе долетала аж до Баку, Горького и Уфы, фотографируя всё под собой. А большее количество советских танков германских генералов совсем не пугало, они были устаревшими и уступали немецким.

Помимо этого стратеги посчитали, что советские войска хуже подготовлены и оснащены, у них нет должного боевого опыта и прочее.

В общем, главная проблема немцам была ясна – великое русское пространство, и его надо было завоевать до наступления холодов. И одним из главных показателей успешности кампании был фактор быстрого достижения Днепра и взятия северной столицы. Только после этого решался главный вопрос сезона – наступление на Москву, хотя он и был продолжением минского направления.

Немцев окрылило сначала, что в момент нападения и при переходе границы с СССР они не встретили достойного сопротивления всей Красной армии – русские пушки молчали, активных действий боевых частей не было, пограничные заставы были быстро сметены. Советские военные слишком сильно доверились дезинформации и приказам не поддаваться на провокации. Приказ о боевой готовности с запозданием пришел в войска уже после начала военных действий.

В середине июля 1941 германское руководство ликовало от успехов вермахта на восточном фронте. Успешные действия в Белоруссии также подтвердили расчеты германского генштаба, правда, в ущерб наступлению на Москву, пришлось часть войск с этого направления перекинуть на юг, где русские защищались более серьезно. Хотя на тот момент немцы ещё не вышли к Смоленску, где их практически остановили новые полноценно подготовленные дивизии Красной армии.

Это потом были огромные котлы на Украине, где немцы в плен брали красноармейцев сотнями тысяч. И хотя упорное сопротивление Красной армии на южном направлении и под Смоленском сорвало блицкриг, тем не менее, оказалось, что с разгромом киевской группировки в начале сентября перед вермахтом открылись практически незащищенные южные пространства. В октябре была взята правобережная Украина, Донбасс, практически весь Крым. 21 ноября в результате кровопролитных боев и благодаря двукратному преимуществу в танках, немцы взяли Ростов-на-Дону. Правда, через восемь дней советские войска выбили немцев из главного донского города. И отбросили врага на 60-80 км к реке Миус. Именно эта операция, а не контрнаступление под Москвой стала первым серьезным успехом Красной армии в Великой Отечественной войне.

-4

Но именно успехи вермахта в сентябре-октябре дали Гитлеру дополнительную уверенность, что и взятие Москвы не за горами. Поэтому и надо сделать последнее усилие и захватить столицу СССР, а там уже и сделать передышку.

Тем не менее, южное фиаско 1941 года показало, что причины провала плана Барбароссы совсем не в «генерале-морозе». Блицкриг был сорван гораздо раньше. А большинство опытных офицеров вермахта поняли, что им не победить в этой войне уже в первые недели наступления, когда столкнулись с упорством и стойкостью советского солдата.

Из основных причин провала начального плана специалисты отмечают недооценку Красной армии и мобилизационных возможностей СССР, а также свою способность обеспечить завоеванные территории людьми и ресурсами. Наверняка, немцы не ожидали, что Советам удастся эвакуировать основные производственные мощности. Плюс уже за линией Днепр – Западная Двина на пути вермахта ждал Второй стратегический эшелон советских войск, а за ними формировался и Третий. А самое главное - наш советский солдат.

-5

То, чего боялись опытные гитлеровские генералы, случилось. Война в стратегическом плане была проиграна Германией уже в конце лета 1941 года.

Что ещё интересного почитать о Второй мировой на нашем канале:

P.S. Друзья, на своем канале я публикую материалы на разные темы. На те, которые мне интересны, и я не хочу зацикливаться на чём-то одном. Если вас они тоже увлекают – подписывайтесь на канал, и будете получать новые статьи первыми. Поройтесь на ресурсе под моей фамилией, найдете там ещё много чего. Буду благодарен за положительную оценку в виде нажатого большого пальца кверху.