На счету Фаины Раневской было всего несколько ролей в кино. А знаменитые фильмы с ее участием можно пересчитать по пальцам. Однако в Советском Союзе актрису знали все, от мала до велика. Дети называли ее Мулей, взрослые – Фаиной Георгиевной, а коллеги – Фуфой. Каждый выход в свет блистательной Фуфы сопровождался искрометными афоризмами. Она и сама была как смешной и не всегда приличный анекдот…
Скромность – главный недостаток
Фаина Георгиевна терпеть не могла свою внешность, особенно - несколько выдающийся нос. Этот недостаток она не скрывала, а наоборот – всячески подчеркивала при любом удобном случае. Когда певица Елена Камбурова впервые пришла к актрисе в гости, то сразу после знакомства она услышала: «Бедняжка. У вас такой же недостаток, как и у меня…» И, не дожидаясь реакции, Раневская продолжала: «Нет, не нос. Скромность!»
Фаина Раневская никогда не была замужем. Детей актриса тоже не имела. Под конец жизни она чувствовала себя одинокой, но, тем не менее, дружбу заводила неохотно. Самыми близкими ее подругами на склоне лет были актриса Марина Неелова и певица Елена Камбурова. Фаина Георгиевна принимала большое участие в их судьбе - и делом, и словом. Когда Камбурова пожаловалась Раневской, что у нее мало выступлений, она с сочувствием ей сказала: «Конечно. Вы же не поете со сцены «Ура, ура, в ж…пе дыра».
Заплыв в унитазе
Фаина Георгиевна могла бы сыграть намного больше ролей в кино. Режиссеры постоянно несли ей сценарии, но от большинства из них она отказывалась с убийственными комментариями. Раневская отказалась играть фрау Заурих в сериале «Семнадцать мгновений весны», черепаху Тортиллу в сказке «Приключения Буратино»… Она боялась, что фильм получится неудачным. Актриса говорила, что сняться в плохом кино это все равно, что плюнуть в вечность. Ведь в театре можно переиграть свою роль. А в кино – все запечатлено на съемку.
К большинству своих фильмов актриса относилась отрицательно. В последние годы она с горечью говорила: «Я всю жизнь проплавала в унитазе», имея в виду неудачные картины. Хотя благодарный зритель конечно же скажет, что это далеко не так.
Сумка – часть тела
Как-то Фаина Георгиевна приехала в театр на репетицию (ее возили на персональной машине), но забыла сумку. Репетировать без сумки актриса категорически отказалась. «Что же такое в этой сумке? – вопрошал режиссер. Актриса стала перечислять массу вещей, самой существенной из которых отказался текст роли. В ответ режиссер предложил ей сыграть по книжке. И снова она отказалась, мотивируя тем, что в тексте были ее пометки. Пришлось послать домой к Раневской помощницу режиссера. Та долго искала сумку, наконец, нашла ее у лифта. Все это отняло немало времени, и Фуфа решила извиниться: «Друзья мои! – произнесла она проникновенным голосом. – Ну вы же должны понимать, что сумка для женщины – это часть тела».
Раневскую в театре боялись все – от вахтеров до режиссеров. И не меньше любили. Актриса могла накричать на гримера, а в день рождения сделать дорогой подарок, например, духи «Шанель». Их она невзначай доставала из своей необъятной сумки.
Диагноз от Раневской
Актриса не очень жаловала режиссеров. Когда кто-то из творцов предлагал ей невыполнимые идеи, она громко ставила ему диагноз: «Я знаю, Вы умрете от расширения фантазии».
В историю вошла фраза, с которой Раневская покинула театр имени Моссовета. Режиссер Юрий Завадский был недоволен актрисой и во время репетиции делал ей массу замечаний. Фаина Георгиевна реагировала на них с присущим ей сарказмом. Наконец Завадский не выдержал и громко крикнул: «Вон из театра». На что Раневская без паузы заявила: «Вон из искусства». После этого скандала актриса действительно ушла из театра.
Глас из туалета
В театре имени Моссовета недалеко от кулис расположены туалеты для артистов. Они отгорожены не дверьми, а гардинами. Место рядом со сценой и неподалеку от туалетов облюбовали для посиделок молодые актеры. Как-то раз молодежь особенно расшумелась, и тут неожиданно из гардин высовывается голова Фаины Раневской, причем со стороны мужского туалета, и громогласно произносит: «Друзья, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?»
Водитель для Мальчика
Чаще всего от Раневской доставалось директору театра Валентину Школьникову. И было за что: он многое обещал, но забывал это сделать. Когда такое происходило, то Раневская была в гневе. Она врывалась в театр с криком: «Где этот ДоШкольников?!!!». Валентин Маркович в это время уже убегал из театра с другого выхода, чтобы не встречаться с разгневанной Фуфой.
Как-то в начале 80-х Раневская позвонила Школьникову и попросила дать ей машину на выходные. «Зачем Вам, Фаина Георгиевна?», - поинтересовался директор. «Я хочу показать Мальчику олимпийские объекты», - спокойно ответила актриса. Мальчик – была ее собака, большая лохматая дворняга. Директор решил, что безопаснее не возражать, и предоставил для собаки машину с персональным водителем.
Ненавистный Муля
Раневская ненавидела свою роль в фильме «Подкидыш». Стоило ей показаться на улице, детвора кричала вслед: «Муля, не нервируй меня». И надо же было такому случиться, что в Кремле, когда актрисе вручали очередной орден, Леонид Ильич Брежнев, прикалывая награду к ее груди, произнес: «Муля, не нервируй меня». В ответ Фаина Георгиевна сказала с укором: «Ну что вы, Леонид Ильич. Меня так мальчишки зовут. А вы уже давно не мальчик…»
Последний анекдот
Умерла актриса тоже в своем стиле. Дома Раневская почувствовала себя плохо. Приехала скорая, диагностировала оторвавшийся тромб. Ее срочно госпитализировали в больницу. Когда Фаину Раневскую везли на каталке в операционную, она начала рассказывала анекдот, но закончить его так и не успела. Ойкнула, и покинула этот мир.
Похороны актрисы проходили на Донском кладбище. Траурное мероприятие не обошлось без курьеза. Движение процессии фотографировал корреспондент газеты, довольно пожилой человек. Он искал точку, с которой можно было снять всех пришедших. Отступал, отступал и в какой-то момент упал в только что выкопанную по соседству яму. Актеры решили, что так Фаина Георгиевна пошутила в последний раз.