Найти в Дзене
Научная история

Кто такие "немцы Поволжья"

Карта АССР Немцем Поволжья. 1938 год
Карта АССР Немцем Поволжья. 1938 год

Манифестом императрицы Екатерины II от 4 декабря 1762 г. приглашались в Российскую империю иностранцы, в частности немцы. Немцы Поволжья — самая большая группа российских немцев. Они прошли в России свой исторический путь, отличный от других групп. Местом их проживания с 60-х годов XVIII века и до 1941 года были берега р. Волги к северу и югу от города Саратова. Именно там обосновались немецкие крестьяне, покинувшие свою родину в поисках счастья и удачи. Почти двести лет жили их потомки, пока их насильственно не переселили далеко на восток — в Сибирь и Казахстан.

Титульная страница Манифеста о приглашению немцев в Россию на немецком языке.
Титульная страница Манифеста о приглашению немцев в Россию на немецком языке.

Слово «немец» издавна на Руси означало «немой». Так называли иностранцев, не знавших русского языка. Большинство переселенцев оказалось представители германских земель и постепенно «немцами» в России стали называть людей, исторической родиной которых была Германия.

При Иване IV Грозном из немецких земель прибыли в Россию более ста человек. Это были врачи, архитекторы, камнетесы и др. Борис Годунов помог немцам основать Новую Иноземную слободу, где жители в основном занимались ремеслами и мукомольем. Реформы Петра I способствовали увеличению числа иностранцев в основном из Германии. В период возвышения Русского государства и упадка германских государств немцы устремились в Россию. В ближайшем окружении Петра было несколько купцов, помогавших преобразованиям царя, в особенности Франц Лефорт. Но только при Екатерине II начался по-настоящему массовый приезд немецких крестьян в Россию. Этот процесс продолжался и при других российских императорах с перерывами да 70-х годов XIX в.

В 28 августа 1941 г. вышел указ о переселении немцев в Сибирь и Казахстан. 7 сентября 1941 г. произошла ликвидация Республики Немцев Поволжья. Процесс восстановления немецкого населения был трудным и долгим. Он занял несколько послевоенных десятилетий и не был завершен. Многие уехали на родину своих предков и совсем немного осталось в России. Таким образом исторический путь немецкого населения завершился.

География

Приглашая иностранцев в Россию государственные и частные вербовщики говорили людям, что на Волге их ожидают «райские кущи», здоровый климат, напоминающий теплые провинции Франции. Реки изобилуют рыбой, на полях можно выращивать любые злаки. Но на самом деле иноземцев ожидали серьезные испытания.

Рассматриваемая территория находится в двух основных ландшафтных зонах: лесостепной и степной. Для местности в целом характерна общая равнинность рельефа, однако при этом рельеф далеко не однообразен. Наиболее крупные ландшафтные районы с их индивидуальными особенностями: Приволжская возвышенность, Окско-Донская низменность, долина Волги, Сыртовая равнина Заволжья.

Приволжская возвышенность расположена вдоль правого берега Волги. Восточный склон ее, обращенный к Волге, высокий и крутой, противоположный западный склон возвышенности более низкий и пологий. Постепенно снижаясь, он почти незаметно переходит в Окско-Донскую низменность. Приволжская возвышенность разделена речными долинами, принадлежащими бассейну реки Медведицы и правобережным притокам Волги.

Характерные особенности климата Саратовского Поволжья — континентальность, засушливость, большая изменчивость от года к году — определяются расположением его в зоне континентального климата, умеренных широт и влиянием солнечной радиации, подстилающей поверхности и связанной с ними атмосферной циркуляцией. Засушливые годы повторяются в среднем через два года.

В середине XVIII — начале XX вв. на территории Саратовского Поволжья значительное место (в правобережье) занимали различные типы лесов, в основном широколиственные. Естественная граница лесов проходила примерно по линии Балашов — Петровск — Вольск. В степях южнее этой границы на склонах балок и оврагов произрастали и произрастают леса, основной древесной породой которых является дуб. Имелись леса в поймах рек. Значительные лесные массивы располагались в пойме Волги. Левобережье представляло и до сегодняшнего дня представляет собой степную зону, с довольно скудной растительностью.

В описываемое нами время животный мир Саратовского Поволжья был богат и разнообразен. Наиболее распространены были заяц, лиса, волк, речной бобер, олень, лось, кабан, сурок, суслик, журавль, тетерев-косач, глухарь, орел, ястреб и др. В Заволжье в большом количестве обитали сайгаки, дрофы, стрепеты и др. В реках и других водоемов водилось до 50 видов рыб, в том числе осетровые (осетр, севрюга, стерлядь и др.). В реках находится довольно щук, лещей, сомов, окуней, линей, карасей, плотвы, гольцов и раков, коих колонисты ловят только для собственного продовольствия.

В целом оценивая природно-климатические условия Саратовского Поволжья как среды обитания европейских переселенцев, можно отметить, что кое в чем они были схожи с местом прежнего обитания переселенцев, однако в большей своей части существенно отличались в худшую сторону как более суровые и непредсказуемые. И самое главное, пожалуй, заключалось в том, что основной вид занятий пришельцев из Европы — земледелие — в условиях Поволжья могло иметь только рискованный характер и всецело зависело от капризов погоды. Это наложило в последующем существенный отпечаток на характер и условия жизни колонистов, сформировало совершенно новые традиции хозяйствования и образа жизни.

Расовая принадлежность

Древнегерманские племена.
Древнегерманские племена.

Этнической основой немецкого народа были древнегерманские племена, населявшие в начале нашей эры пространство между Рейном и Одером, в частности герминонские, истевонские и ингвеонские племенные группы.

Первая группа исторически связана с позднейшими народностями Южной Германии — баварцами, швабами, тюрингами, гессенцами; их потомками являются также современные германоязычные швейцарцы и австрийцы.

Вторая группа — истевонская — включала в себя обитавшие по Рейну племена франков, которым суждено было сыграть особо важную роль в политической и этнической история как Германии, так и других стран в раннее средневековье.

Третья племенная группа — ингевонская — охватывала племена фризов, хавков, саксов, англов, ютов. К этой группе принадлежали и те племена, с которыми античный мир познакомился раньше, чем с другими: кимвры и тевтоны, угрожавшие Риму в конце II в. до н. э. Впоследствии (V в.) некоторые ингевонские племена — англы, часть саксов — переселились на острова Британии, фризы частью растворились в соседних народах, частью сохранили свою обособленность до наших дней, но большая часть этой «нижнегерманской» группы племен составила основу современного населения Северной Германии. В числе германских племен были такие, названия которых сохранились доныне в обозначении целых народов. Так, имя франков перешло на завоеванную ими в V—VI вв. страну — «Франция» — и на ее население — «французы», хотя сами франки растворились среди романского населения. По племени алеманов французы и сейчас именуют всех немцев «Allemands». Название «немцы», вошедшее во все славянские языки, происходит, по мнению некоторых исследователей, от племенного имени неметов. Наконец, название племени тевтонов впоследствии сделалось самоназванием всего немецкого народа: Teutsche, Deutsche и страны — Deutschland.

В эпоху переселения народов происходили многократные и сложные перемещения и смешения племен и племенных союзов. Одновременно происходил распад древних племенных связей и расслоение на классы. На месте племен складывались народы. Некоторые из германских племен и племенных союзов, некогда сильные и многочисленные, бесследно исчезли, влившись в состав иных народов. Так, восточногерманские готы и вандалы, завоевавшие в V в. страны Южной и Юго-Западной Европы (Италию, Испанию, часть Франции), а также Северную Африку, позже растворились среди местного населения. Та же судьба постигла германские племена маркоманнов, бургундов, лангобардов, но от некоторых из них остались названия в иноязычных странах (Бургундия, Ломбардия).

Языковая характеристика

Язык является, помимо средства общения, одним из самых сильных инструментов сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. Каждый язык отражает национальную культуру. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны.

В Германии языковая общность существовала в пределах узких областей: были наречия алеманское, баварское, южно-франкское, восточнофранкское, рейнско-франкское, средне-франкское, тюрингенское, нижнесаксонское, нижне-франкское и фризское.

Диалекты немецкого языка сохраняют свои границы и по сей день.
Диалекты немецкого языка сохраняют свои границы и по сей день.

В XII—XIII вв. происходит расширение немецкой этнической территории на Восток. Баварские и саксонские герцоги, опираясь на силу империи, начали захватывать территории поморских и полабских славян. Князья переселяли туда своих подданных — крестьян немецких земель. Эта немецкая колонизация бывших славянских областей вела к перемешиванию самого немецкого населения: на восточных землях складывались смешанные диалекты и смешанная культура.

В начале XVI века началось всеобщее недовольство народа. Самый задавленный и бедный класс составляли крестьяне и ремесленники. Все это привело в 1517-1525 гг. к движению Реформации и мощной крестьянской войне. Движение началось с выступления против католической церкви. Это понятно, ибо именно церковь освящала и узаконивала в то время все виды классового гнета. Церковь преследовала попытки социального протеста наравне с церковной ересью, так как критика светских порядков, по католическому учению, была критикой божественного порядка. Вольнодумцев осуждали и сжигали на кострах как еретиков.

Но реформационное движение, начавшееся в 1517 г. и возглавленное монахом Мартином Лютером, очень скоро приняло широчайший масштаб. Крестьянская война 1524-1525 гг. закончилась поражением крестьян и феодальная раздробленность Германии еще более усилилась.

Мартин Лютер.
Мартин Лютер.

Несмотря на разгром движения, оно дало ростки для постепенного воссоединения германских земель. Мартин Лютер открыто выступил против Папы римского, созданием национальной немецкой церкви. Перевел Библию на немецкий язык и стал проводить богослужения на родном языке. Этот перевод Библии был очень удачен с языковой точки зрения. В основу его Лютер положил диалект, сложившийся к этому времени в Саксонии. Этот диалект был одинаково понятен для жителей разных частей Германии. Сам Лютер писал об этом так: «Я не имею своего особого немецкого языка, я пользуюсь общим немецким языком так, чтобы меня одинаково могли понять южане и северяне».

Классики немецкой литературы постоянно боролись за единство и чистоту немецкого языка. Но допускали, что простолюдины могут говорить на диалектах, а образованные люди должны говорить на литературном языке. Интенсивное изменение диалекта во вновь образованных колониях поселенцев немцев Поволжья создало собственные фонетические и грамматические системы. Но они сохранили генетическую связь с немецким языком в Германии.

В ходе контактного проживания разноязычных этносов происходит взаимопроникновение языковых форм. Причинами заимствования слов языка соседнего этноса являются различные события в общественно-политической и хозяйственной жизни народов. Каналами проникновения новой заимствованной лексики служат члены данных этнических сообществ, владеющие обоими языками, то есть билингвы. Чаще всего лица, владеющие двумя языками, играли роль культуртрегеров. Как правило, это были образованные дети колонистов, которые получили образование в российских или зарубежных университетах.

История проживания немецких колонистов в Поволжье имеет свои характерные черты, которые можно в области языка и культуры свести к следующим.

  • Во-первых, правительство России в течение первых ста лет проживания немцев в Поволжье не предпринимало попыток их русификации.
  • Во-вторых, колонистам было предоставлено право на свободу вероисповедания, право отправлять религиозные обряды и обучать детей в школах на немецком языке.
  • В-третьих, в каждой семье были книги религиозного содержания на немецком языке.
  • В-четвертых, в немецких колониях, заселенных выходцами из различных областей Германии, происходили интенсивные процессы смешения диалектов отдельных групп населения и формирования единого языка общения. В немецкие колонии поступали также книги светского содержания и газеты, которые печатались на немецком языке в Петербурге, а также в Германии. Через книги, календари и газеты в диалекты немецких колонистов поступали слова литературного немецкого языка.

С другой стороны в речь поселенцев стала проникать лексика русского языка. Это постепенно расшатывало первоначальный язык и поволжские немцы стали утрачивать чистоту родного языка. Молодое поколение постепенно становится монолингвальным, родной язык вытесняется языком окружения – чаще всего русским.

Традиционно-хозяйственный тип этноса

Трудовые будни...
Трудовые будни...

Одной из главных задач правительства при переселении в Россию колонистов из Западных стран было развитие земледелия. Немецкие переселенцы должны были выполнить эту задачу. Колонисты привезли с собой с родины плуг, косу, деревянную молотилку, почти не используемые в России. В России производилась главным образом рожь и небольшое количество пшеницы. Колонисты ввели картофель, увеличили посевы льна, конопли, выращивали табак и другие культуры.

Прошли первые десятилетия жизни колонистов на Волге. Они освоились, привыкли к местным условиям. Основой их хозяйственной деятельности становится выращивание пшеницы. В 1797 г. было произведено в колониях около 1500 т. пшеницы, что составило 36 % от сбора всех зерновых культур. Объемы и качество выращиваемой пшеницы позволили сделать ее основной статьей товарного производства большинства колонистских хозяйств. В правобережных колониях рожь продолжала оставаться важной статьей производства. Второй после пшеницы культурой, возделываемой колонистами на продажу, было просо. Высокоурожайная, отличного качества, эта культура была наиболее дорогостоящей и становилась важным элементом товарного производства. Для внутреннего потребления выращивались картофель, ячмень и горох. Значительные посевные площади, как в Левобережье, так и в Правобережье отводились под овес. Он шел на прокорм лошадей, основной тягловой силы в хозяйствах колонистов. Количество лошадей в колониях возросло за последнее десятилетие XVIII в. в четыре с лишним раза и насчитывало 32,5 тыс. голов. Одним из важных показателей возросшего благосостояния колонистов было наличие в хозяйствах коров и овец. В среднем на одно хозяйство приходилось 7-9 коров. При поселении у колонистов практически не было свиней. К концу века насчитывалось уже около 30 тыс. животных. Таким образом, к концу XVIII в. колонисты не только обеспечивали себя полностью продуктами, но и могли продавать излишки произведенной продукции.

Важнейшим статьей экспорта является табак, который получил быстрое распространение в 26 колониях вокруг Екатериненштадта. Другим, несколько экзотичным направлением хозяйственной деятельности колонистов в 70-80 гг. XVIII в. стало разведение тутовых деревьев или, как их тогда называли, шелковицы. Но разведение шелковицы так и не прижилось в поволжских колониях. Ремесленное производство в колониях в 60-70-е гг. XVIII в. находилось на стадии домашнего промысла. Но со второй половины 1770-х годов в колониях начинает развиваться текстильное производство. Спрос на текстильные товары значительно обгонял производство и создал предпосылки для его расширения. Промышленное ткачество в немецких колониях Поволжья стало развиваться в Сарепте, отчего и произошло название ткани — сарпинка. Уже после пугачевского бунта там стали вырабатываться бумажные материи и платки, пряжа для которых выписывалась из Силезии и Саксонии, а шелк выписывался из Италии. Спрос на эту продукцию был столь велик, что уже в 1797 году для этой фабрики был выстроен второй каменный корпус. Трудности с получением сырья из-за границы вызвали потребность производства пряжи у себя, из персидской хлопчатой бумаги, доставляемой через Астрахань. В 1850-х гг. текстильное производство сконцентрировалось в руках трех крупных предпринимателей — Шмидта, Бореля и Рейнеке. Имея многочисленные предприятие не только в своих, но и в соседних колониях, они пользовались услугами мелких фабрикантов. К концу XVIII в. пряжа для ткацкого производства в большей своей части производилась в саратовских колониях, где были созданы крупные раздаточные конторы. Прибыльность и значение текстильного производства очевидны: к началу XX в. В Бальцере — Сосновская волость имелись 23 сарпинковых и 22 кожевенных предприятия и несмотря на малоземелье была одной из самых процветающих в крае даже в голодные годы.

Мельница Шмидта. Современный вид.
Мельница Шмидта. Современный вид.

Особняк Бореля. Современный вид.
Особняк Бореля. Современный вид.

Особняк Шмидта. Современный вид.
Особняк Шмидта. Современный вид.

Склады Рейнеке. Современный вид.
Склады Рейнеке. Современный вид.

К концу XVIII в. крупным центром ремесленного производства стала колония Екатериненштадт. Создаваемая изначально как ремесленный центр, она только через 30 лет стала приобретать эти черты. В 1798 г. из 142 семей 48 занимались различным ремесленным производством. В колонии имелись три ветряных и одна водяная мельницы, кирпичный завод и кожевенная фабрика Лотца по переработке шкур сайгаков, диких коз и зайцев. Постепенно Екатериненштадт превратился и в торговый центр поволжских колоний. Каждую неделю по понедельникам организовывались торги, куда приезжали не только из близлежащих колоний, но и с Правобережья. В XIX в. окончательно установилось разведение колонистами луговой пшеницы и табака, ржи, овса, ячменя. Практически все колонисты выращивали овощи. Уже в начале XIX в. табака в колониях производилось до 640 т. Такое обилие позволило колонисту Штафу открыть в 1828 г. в Саратове первую в России табачную фабрику. В 1856 г. в колонии Золотурн 129 семей немцев-колонистов основали на кооперативных началах вторую табачную фабрику, которая поставляла товар в Саратов, Пензу, Симбирск, Нижний Новгород, Тамбов, Астрахань, Оренбург.

Табачная фабрика Штафа. Современный вид.
Табачная фабрика Штафа. Современный вид.

Рост населения и нехватка земли вынуждали колонистов искать применения своим силам вне земледелия. В 1813 г. саратовское губернское правление позволило колонисту Кигельхену устроить в колонии Севастьяновка свеклосахарный завод и выделывать из остатков производства спирт. Для этой цели колонисты отвели заводу земли под свекольные посевы. С развитием земледелия и ростом благосостояния колоний появилась и собственная колонистская промышленность. В начале XIX в быстрыми темпами развивалось мучное производство на местных водяных мельницах, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, шерстяной материи. Затем появилось кожевенное производство, которое впоследствии особенно разрослось. Вслед за кожевенным производством стало развиваться обувное дело.

В колониях Ягодная Поляна и Побочная были устроены крахмалопаточные заводы, выделывавшие из картофеля крахмал и патоку. В 1870 г. сумма прибыли этих предприятий составила 20 тыс. руб.

Самым значительным по обороту видом производства в колониях было мукомольное. Среди первых колонистов были те, кто построил первые в России усовершенствованные голландские мельницы. Уже с 1770-х гг. на берегах рек Медведица, Карамыш, Илавля, Добринка, Щербаковка и др. появились водяные мельницы. В первой половине XIX в. в связи с большим спросом на мучное производство колонисты Рейсих, Бейзель, Квинт, Шира стали покупать у частных владельцев Камышина участки по рекам Камышинке, Елшанке, и устраивать водяные мельницы. К середине столетия мукомольная промышленность колонистов полностью обеспечивала волжский район от Рыбинска до Астрахани, что немедленно вызвало расширение производства. В 1860-е гг. колонисты Зейферт и Зауер в Саратове, а десятилетием позже братья Шмидт в Екатериненштадте выстроили паровые мукомольные мельницы. К 1871 году мукомольни Саратова вырабатывали до 800 т. пшеницы в сутки.

Материальная культура

Обязательным условием при выборе места строительства новых колоний было наличие реки или других источников воды. При поселении колонистов были выделены государственные дома. Как правило, такие дома строились из дерева с соломенной крышей и впоследствии часто перестраивались новыми жильцами. Дома были рассчитаны на две семьи. Также дома строились из сырого кирпича и строение стояло на просушке целый год, прежде чем в него въезжали. При кладке кирпичей использовалась мятая глина, которую гладко обтесывают внутри и снаружи. Во дворе, размером 25 на 35 метров, строили сараи и от русских крестьян заимствовали деревянные амбары для хранения хлеба.

Немецкая колония строилась на принципе двух главных улиц, перпендикулярных друг другу. Дома располагались вдоль главной улицы, ширина которой была 30-33 метра. Главную улицу пересекали небольшие улочки шириной 6 метров. В центре колонии при пересечении главных улиц находилась площадь, где были размещены церкви, школы и общественные здания.

Селение было огорожено земляным валом, на котором возвышались пушки – защита в случае набега калмыков. Вокруг раскинулись пшеничные и ячменные поля, на реке были установлены пильные и мучные мельницы, а к домам подведен водопровод.

Каждая семья содержала огород возле дома. Основными выращиваемыми овощами были морковь, петрушка, сельдерей, капуста, свекла, лук, а также цветы и прочие травы. В садах росли яблони, сливы, красная и черная смородина.

Большая часть колонистов летом работают в полях, а зимой трудятся на своем хозяйстве. Обрабатывают поля плугом, в который впрягают три лошади. Некоторые пашут волами попарно и лошадьми. Пшеницу и рожь жнут, а овес и ячмень просто косят. Ремесленники работают в столярном, кузнечном, текстильных производствах. Женщины в основном занимаются домашним хозяйством, прядут лен, шерсть для своих потребностей. Дети, освобожденные от занятий в школе летом, помогают взрослым по дому.

К числу особенностей кухни поволжских немцев относятся куриный суп с лапшой, клёцки, шницель, картофельное пюре, колбасы. Из десертов популярен штрудель или сладкие гренки с кофе. По праздникам часто готовили гуся с тушенной капустой.

Религия

Основной льготой среди прочих привилегий была для колонистов свобода вероисповедания. Однако она была предоставлена немцам только при условии, чтобы не ущемлять интересы православной церкви. Строительство церквей и содержание необходимого количества пастырей разрешалось только в тех местах, где колонисты селились колониями. Колонистам запрещалось склонять православных людей к своей вере, но разрешалось обращать мусульман и даже брать их в крепостные.

Лютеранская церковь в с. Красный Яр. Начало XX века.
Лютеранская церковь в с. Красный Яр. Начало XX века.

Соблюдая все христианские праздники, колонисты, тем не менее, отмечали их по-своему. Например, на Пасху у немцев существовал забавный обычай класть подарки в искусственные гнезда – считалось, что их приносит «пасхальный заяц». Накануне главного весеннего праздника взрослые из чего могли, сооружали гнезда, в которые втайне от детей клали крашеные яйца, печенье, конфеты, а затем пели в честь «пасхального зайца» песни и скатывали с горки крашеные яйца – чье яйцо окажется дальше, тот и победил.

К примечательным обычаям поволжских немцев относится т.н. "венчание покойников" (нем. Totenhochzeit). Особенность этого погребального обряда заключалась в том, что умершие младенцы и девушки считались будущими ангелами, "невестами Господа", поэтому их хоронили в свадебных нарядах. Подобные церемонии считались торжественными и лишёнными траурного антуража. Мертвецов хоронили разутыми и порицалось открытое выражение скорби.

Рождество праздновали более религиозные люди. В доме украшали ёлку и проводили богослужения, где кроме чтения библии и проповеди в этот вечер (24 декабря) читали стихи в виде вопросов и ответов связанных с Рождеством Христовым. Детям дарили сладости и фрукты за прочтение стишка.

В этой статье кратко освещены основные стороны жизни поволжских немцев. Оказавшись в непривычных для себя условиях, они быстро освоились и принялись активно обустраивать свои жилища и прилегающие территории. Дружелюбие и спокойное сосуществование двух народов дало свои плоды. Многое немцы позаимствовали от русских крестьян, многое увидели с другого ракурса. Русские люди открыли для себя новые виды производства и на протяжении многих десятилетий успешно его эксплуатировали. Немцы Поволжья стали своеобразным мостом между западной и российской цивилизациями.

Тем не менее, очень важно, чтобы сохранилась историческая память о поволжских немцах, об их жизни на берегах великой российской реки. Ведь эта память будет напоминать о том, что у России и Германии, у россиян и немцев есть то, что их соединяло: общие страницы истории.

Список использованных источников и литературы

  • Герман А. А., Плеве И. Р. Немцы Поволжья: Краткий исторический очерк. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002 г., С. 8.
  • Санкт-петербургский журнал, № 7, 1805 г., С. 102.
  • Народы зарубежной Европы. Т. 1/ Под общ. Ред. С. П. Толстова.- М.: Изд-во Наука, 1964.- С. 745.
  • Народы зарубежной Европы. Т. 1/ Под общ. Ред. С. П. Толстова.- М.: Изд-во Наука, 1964.- С. 748.
  • Итоги развития языковых вариантов поволжских немцев в первой половине ХХ века: Монография / под ред. А. Я. Минора, Л. И. Тетюева. – Саратов: Изд-во "Саратовский источник, 2016. ‒ 218 с.
  • Герман А. А., Плеве И. Р. Немцы Поволжья: Краткий исторический очерк. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002 г., С. 21.

Понравилась статья? Пишите комментарии и подписывайтесь на мой канал.