Найти в Дзене
touch of ART

Тайные смыслы: раковина как символ рождения Афродиты. Боттичелли. Тициан. Босх. Рококо

Афродита, богиня любви, красоты и женского начала, родилась из морской пены и вышла на берег Кипра. Там, где ступала ее нога, расцветали цветы. Сопутствовали ей верные помощники – Эрот, Гомерос и Потос (олицетворение любовного влечения, символы похоти и вожделения). Арфодита почиталась многими народами: в Древнем Риме ей соответствовала Венера, в Сирии – Атаргатис, в шумерской мифологии – Иштар.

Традиционно в сцене рождения Афродиты присутствует рифленая раковина – символ плодородия, чувственных удовольствий и женского начала, а перламутр олицетворял божественную оболочку богини. С течением времени морская раковина, как знак зарождения жизни, перешла в искусство христианства. В Средние Века она стала ассоциироваться с чистотой и непорочным зачатием – Девой Марией. Художники Возрождения продолжили эту традицию и изображали своих Венер сакрально-возвышенными, непорочными и женственными. На картине Ботичелли «Рождение Венеры» богиня стоит посреди огромной раковины, а Тициан разместил раковину на заднем плане: богиня, возвышенная и прекрасная, смотрит вдаль, а раковина подчеркивает ее чистоту.

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры», ок. 1485
Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры», ок. 1485
Тициан Вечеллио. «Афродита Анадиомена», ок. 1520
Тициан Вечеллио. «Афродита Анадиомена», ок. 1520

Переосмысление раковины, как символа, началось в эпоху Северного Возрождения. Теперь раковина олицетворяет не непорочность и рождение новой жизни, а становится символом супружеской неверности, ведь рождению предшествует вожделение. На триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждения», в центральной его части, изображен фантастический Сад любви со всеми страстями и пороками. Мужчина несет раковину, которая теперь не открытая и перламутровая, а двустворчатая, закрытая и темная. В ней его жена предается греху с любовником, и обманутый супруг вынужден нести на своих плечах эту ношу.

Иероним Босх. Фрагмент «Сад земных наслаждений», 1500-1510
Иероним Босх. Фрагмент «Сад земных наслаждений», 1500-1510

Новая волна интереса художников к морской раковине, как символу, началась в XVII- XVIII веках. Устрицы прославились как природный афродизиак благодаря мемуарам Казановы, в связи с чем произошло и переосмысление семантики символа. Теперь это знак мимолетных и сомнительных плотских удовольствий. На картине Яна Стена «Легко пришло, легко и ушло: художник, вкушающий устриц на фоне интерьера» раковины, лежащие на тарелке и разбросанные по полу публичного дома – символ чувственности.

Ян Стен. «Легко пришло, легко и ушло:  художник, вкушающий устриц на фоне интерьера», 1660
Ян Стен. «Легко пришло, легко и ушло: художник, вкушающий устриц на фоне интерьера», 1660

В первой половине XVIII века зарождается новый стиль в искусстве Франции – рококо (подробнее здесь: Французское рококо: слащавые сюжеты в уникальных оттенках). Теперь миром правит любовь и наслаждение под покровительством прекрасной Венеры, а раковина становится символом игривой и беззаботной жизни. Антуан Ватто, основоположник стиля, особое внимание уделял миру человеческих чувств, неподвластных контролю разума. Утонченность и изящество его полотен создается из легких и сложных округлых линий, образованных фигурами персонажей, облаками и струящимися линиями тканей. Венчает композицию «Суда Париса» белоснежная раковина – символ чувственности и красоты.

Антуан Ватто. «Суд Париса», 1684-1721
Антуан Ватто. «Суд Париса», 1684-1721

Последователь А. Ватто и яркий представитель стиля рококо Франсуа Буше также постоянно обращался к образу Венеры, изображая ее в пасторальной игривой манере – нагой и прекрасной. На устах застыла легкая улыбка, а рядом с богиней ее постоянная спутница – рифленая раковина как воплощение женского начала и плотских наслаждений.

Франсуа Буше. «Рождение Венеры», 1740
Франсуа Буше. «Рождение Венеры», 1740
Франсуа Буше. «Туалет Венеры», 1751
Франсуа Буше. «Туалет Венеры», 1751

Ещё со статьями из серии "Тайные смыслы" можно познакомиться здесь:

Тайные смыслы: что объединяет картины Караваджо «Вакх» и К.П. Брюллова «Итальянский полдень»?

Тайные смыслы: образ петуха на полотнах Рембрандта, Шагала и Пикассо