Сегодня, проходя мимо этого невзрачного здания, мало кто сможет представить, что это одна из знаковых работ конструктивизма – стиля, ставшего визитной карточкой русской архитектуры XX века.
Нужно обладать довольно богатой фантазией, чтобы под «культурными наслоениями» времен прочитать здание, спроектированное по совсем новым тех лет принципам. Его автор - Леонид Веснин, патриарх конструктивизма, старший из братьев-архитекторов Весниных.
Рабочий клуб текстильной фабрики имени Петра Алексеева (такое название после революции получила бывшая суконная мануфактура Йокиша) Леонид Александрович спроектировал в 1927 году, на пике творческого пути (ему тогда было 47).
Таких клубов в черте Москвы было построено всего четыре.
Один - здесь, рядом с усадьбой Михалково, другие - в Ростокине, посёлке Пролетарский и Балашихе.
📍 Вообще для профсоюза текстильщиков было решено спроектировать 4 типа рабочих клубов (А, Б, В, Г). Веснин разрабатывал проект типа А - для предприятий, где работало от 1 до 3 тыс. человек, со зрительным залом на 500 мест и 10—12 клубными комнатами.
Для сравнения: ниже на фото «брат» клуба в Михалково - клуб текстильщиков Ростокинской камвольно-отделочной фабрики. Он живой и относительно здоровый. Находится по адресу Сельскохозяйственная ул., д. 24.
Когда в 1929 году здание было сдано (Веснин в строительстве участия не принимал), без претензий со стороны рабочих не обошлось.
Им не нравилось, что в клубе не был предусмотрен физкультурный зал и они были вынуждены заниматься «фитнесом» на сцене в зрительном зале. Да и зал оказался маловат, не вмещал всех желающих.
Хотя что они жаловались, рабочие. Только посмотрите, сколько всего было реализовано. Сцена с подсобными помещениями, буфет с выходом на открытую террасу, где летом можно было поставить столики, клубные комнаты для разнообразных кружков, комната для собраний с выходом на новую для того времени плоскую крышу.
А также - гардероб, туалеты, курительная комната, помещение для администрации, просторное фойе. Была даже парикмахерская, а в подвале - специально оборудованный тир.
Так как клуб располагался на территории парка усадьбы Михалково, у автора была возможность «распространить» архитектурные объемы не вверх, а в длину. Поэтому клуб фабрики Петра Алексеева отличается от своих многоэтажных собратьев того времени.
Второй этаж изначально имела только часть здания, а со стороны парка клуб имел второй широкий вход. Открытые террасы также находились со стороны парка.
Фактически, клуб одной стороной выходил на улицу, а двумя — в парк; при этом одна из аллей парка вела прямо к садовому входу в клуб, и деревья подступали (и сегодня подступают) вплотную к зданию. Была создана изящная связь здания и окружающего ландшафта.
По проекту Веснина клуб представлял собой асимметричную композицию из трёх объёмов простых геометрических форм. В 1982 году здание было перестроено.
К сегодняшнему дню оно, как видим, в целом сохранило свои кубические объемы, но их размеры и композиция изменились значительно. Да и белая краска не придает зданию аутентичности, еще более отдаляя его облик от первоначального.
Честно говоря, зная реалии современной Москвы, спасибо и на том, что нынешние собственники здания не «обделали» его пресловутыми евро-панелями, не надстроили мансардами и не «украсили» какими-нибудь колоннами до неузнаваемости.
В целом здание, как живой «городской организм», смотрится достаточно крепким и не заброшенным. По крайней мере, снаружи.
Такой вид – не худшая судьба для здания, мне кажется. По крайней мере, будет что восстанавливать, когда придет время.
А оно обязательно придет.
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 Нашла целый квартал домов 1920-х годов. Показываю, как они сейчас выглядят снаружи, в подъездах и во дворах
🍔 Макдоналдс по-советски: как Микоян кормил Москву 1930-х «хамбургерами»
👉 «Дом нового быта»: судьба грандиозной утопии советского модернизма
#архитектура авангарда #1920-е #фотопрогулка #пешком по москве #улицы москвы #совмод #модернизм #гуляем по москве #москва #русский авангард