Это продолжение истории Троицкого монастыря, созданного Сергием Радонежским. Полный список заметок на эту тему внизу статьи.
Прошлый раз я начала рассказ об одном из образцов нарышкинского барокко в Троицком монастыре - о церкви во имя Сергия Радонежского с Трапезной палатой. Сегодня хочу закончить о ней рассказ.
К двум разным по назначению частям здания - церкви и Трапезной палате - подводит широкая лестница. Над главным входом раскинулся обширный шатер открытых сеней. С парадных крылец зачитывались государственные указы, цари и церковные иерархи приветствовали и благословляли народ, так что большое «осененное» крыльцо подчеркивало особое значение главного входа.
Сергиевская церковь отделена решетчатыми воротами от Трапезной палаты. Площадь палаты составляет 510 кв. м (15x34) с высотой в зените 9,8 м. Это самое большое в России бесстолпное помещение, перекрытое сводами и поддерживаемое железными тягами. После пожара 1746 г. над Трапезной была устроена «особого примечания железная кровля» с уникальной системой стропил, сделанная «искуснейшим механическим способом». Установил инженерное чудо в 1749 г. бывший артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова.
По распоряжению императрицы Екатерины II в 1778 г. художник А.Н. Янковский с группой живописцев расписали клейма в храме библейскими и аллегорическими сюжетами. Сами картуши приказано было местами позолотить, посеребрить «или каким другим пристойным образом красками оживить». Это еще один пример изменившегося отношения к жизни в эпоху барокко: вместо строгих церковных ликов иконы стали больше похожи на светские картины эпохи Реннесанса. Впоследствии живопись в Сергиевой церкви неоднократно поновлялась (последний раз в 1911 г.).
Пышному декору церкви соответствовала резьба иконостаса, разобранного в 1919 г., после закрытия монастыря. В 1948 г. в храме был установлен иконостас из московской церкви Николая Чудотворца «Большой крест» на Ильинке (1688). В его виртуозной золоченой резьбе во всей полноте воплотились мотивы столичного «узорочья» XVII в. Иконы для иконостаса исполнены, по всей вероятности, прославленным изографом Оружейной палаты Московского Кремля Симеоном Спиридоновым Холмогорцем в новейшем стиле «фряжского» письма.
Замечу в скобках, что "фряжцами" называли итальянцев. Грановитая Палата в Московском Кремле построена как раз итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Примеры различных "изводов" барокко в Троице-Сергиевом монастыре: Церковь Сергия Радонежского с Трапезной палатой и Успенский кладезь с часовней - нарышкинское барокко, надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, - голицынское барокко, церковь Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская) - аннинское барокко, Церковь Смоленской иконы Божией Матери и колокольня - елизаветинское барокко.
Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.