Найти тему
Д.З. Верняк

Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд, Математика 6 класс Нахождение числа по дроби. Задачи № 686 - 696.

Оглавление

Как число находить по известной его части и значению этой части. Алгоритм.

В начале параграфа нас учат, как находить число по его дроби:

"Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на дробь"

Здесь мы разбирали, как число делить на дробь, а значит, найти число по дроби - дело техники. Ниже смотрите примеры.

№ 686

Условие звучит так:

"Из бочки вылили 7/12 находившегося там керосина. Сколько литров керосина было в бочке, если из неё вылили 84 л?"

Видим, что у нас имеется дробь - 7/12 и её значение - 84 л. Нужно найти целое.

Решение простое:

В бочке было 144 л керосина
В бочке было 144 л керосина

№ 687

Условие звучит так:

"Володя прочитал 234 страницы, что составляет 36% всей книги. Сколько страниц в этой книге?"

Может быть, кого - то испугает 36% я часть.

Но 1% - это ведь 1/100 часть чего - либо. Значит 36% - 36/100.

Дальше действуем по алгоритму нахождения числа по его дроби.

Вот решение с ответом:

В книге 650 страниц
В книге 650 страниц

№ 688

Ещё раз вспомним, что, чтобы найти число по известной его части, нужно значение этой части разделить на эту часть.

Итак, записываем условие - и вперёд!

"Использование нового трактора для вспашки поля дало экономию времени в 70% и заняло 42 ч. Сколько времен потребовалось бы для выполнения этой работы на старом тракторе?"

Записываем условие в виде краткой записи:

Наглядно
Наглядно

И снова, как и в прошлой задаче, мы переводим проценты в дробь. Далее по алгоритму нахождения числа по дроби.

Важно!

ЭКОНОМИЯ времени в 70% - значит, что времени на новом тракторе стало на 70% МЕНЬШЕ, чем было на старом.

Решение:

Результат - 140 часов.
Результат - 140 часов.

№ 689

Условие таково:

"Столб, врытый в землю на 2/13 своей длины, возвышается над землёй на (5 + 1/2)м. Найдите всю длину столба."

Краткая запись
Краткая запись

Тут мы разбирали, как найти число по известным части и значению этой части.

Если в условие невнимательно вчитаться, то можно подумать, что (5 + 1/2) м нужно разделить на 2/13 м.

Но!

2/13 - это ведь часть столба ПОД землёй, а (5 + 1/2) м - часть столба НАД землёй. То есть, прошлый путь решения неверный.

На самом деле, нам нужно узнать часть столба, которая находится над землёй, и уже с ней и её значением выполнять действия.

Вот решение:

Ответ - длина столба (6 + 1/2) м
Ответ - длина столба (6 + 1/2) м

№ 690

Условие:

"Токарь, выточив на станке 145 деталей, перевыполнил план на 16%. Сколько деталей надо было выточить по плану?"

Краткая запись
Краткая запись

Может возникнуть резонный вопрос - "Почему план обозначен как 100%, а не (100 - 16)%?"

Это произошло, потому что, если посмотреть вперёд в решение, то можно понять, что при делении числа на 86/100, получится число БОЛЬШЕЕ делимого. А токарь план не недовыполнил, сделав 145 деталей, хоть по плану должно было быть БОЛЬШЕ, а перевыполнил, при этом в плане заведомо МЕНЬШЕ, чем 145 деталей.

То есть, нужно 145 делением сделать "МЕНЬШЕ", что как раз получится. Значит, план действительно должен быть обозначен, как 100%.

Здесь мы разбирали, как решать подобные задачи.

Решение с ответом:

Ответ - 125 деталей
Ответ - 125 деталей

№ 691

Условие звучит так:

"Точка C делит отрезок АВ на два отрезка АС и СВ. Длина отрезка АС составляет 0,65 длины отрезка СВ. Найдите длины отрезков СВ и АВ, если АС = 3,9 см."

С первого взгляда не очень понятно, не так ли? Давайте лучше для понимания начертим чертёж:

Чертёж
Чертёж

Стало понятнее? Надеюсь, что да. Теперь мы можем легко увидеть, что на что надо делить для узнавания целого по нашему алгоритму.

Главное - не запутаться, что с чем складывать.

Решение ниже:

Ответы - 6 см и 9,9 см
Ответы - 6 см и 9,9 см

№ 692

Условие:

"Лыжная дистанция разбита на три участка. Длина первого - 0,48 длины всей дистанции, длина второго составляет 5/12 длины первого участка. Какова длина всей дистанции, если длина второго участка 5 км? Какова длина третьего участка?"

Ух... Довольно сложное условие. Но давайте разбираться. Давайте сначала начертим схему.

Схема
Схема

Во - первых, нам нужно найти длину первого участка - мы знаем сколько составляет определённая часть от неё (второй участок), а значит, можем вычислить её саму.

Затем, зная, какую часть от всей дистанции она составляет, а также ё длину, мы можем вычислить длину всей дистанции.

И потом вычисляем длину третьего участка.

Вот решение:

Ответ - длина дистанции 25 км, длина третьего участка - 8 км.
Ответ - длина дистанции 25 км, длина третьего участка - 8 км.

№ 693

Условие такое:

"Из полной бочки взяли 14,4 кг квашеной капусты и затем ещё 5/12 этого количества. После этого в бочке осталось 5/8 находившейся там ранее квашеной капусты. Сколько килограммов квашеной капусты было в полной бочке?"

Тут нам понадобятся знания по двум темам - по параграфу 14 и по этой теме, чтобы найти дробь по числу, а потом число по дроби. Но сначала давайте начертим схему, чтобы разобраться в условии.

Схема
Схема

Теперь решение - дело техники. Главное - не сделать дробное число в числителе. Сначала ищем дробь по числу, а затем число по дроби.

Решение:

Ответ - (54 + 2/5) кг квашеной капусты было
Ответ - (54 + 2/5) кг квашеной капусты было

№ 694

Условие:

"Когда Костя прошёл 0,3 всего пути от дома до школы, ему ещё осталось пройти до середины пути 150 м. Какой длины путь от дома Кости до школы?"

Чертим схему, чтобы всё понять:

Схема
Схема

Нужно лишь помнить, что десятичные дроби легко переводятся в обыкновенные, а значит 0,3 можно превратить в 3/10. Потом по плану нахождения числа по дроби находим весь путь.

Вот решение:

Ответ - путь от дома до школы составляет 750 метров
Ответ - путь от дома до школы составляет 750 метров

№ 695

Условие:

"Три группы школьников посадили деревья вдоль дороги. Первая группа посадила 35% всех имеющихся деревьев, вторая - 60% оставшихся деревьев, а третья группа - остальные 104 дерева. Сколько всего деревьев посадили?"

Давайте начертим схему:

Схема
Схема

Эту задачу нужно решать с конца - со 104 деревьев, высаженных 3й группой. Снова вспоминаем, что процент - 1/100, затем ищем число по дроби.

Потом повторяем то же самое, только уже находя общее количество деревьев.

Решение:

Ответ - посадили 400 деревьев
Ответ - посадили 400 деревьев

№ 696

Условие такое:

"В цехе имелись токарные, фрезерные и шлифовальные станки. Токарные станки составляли 5/11 всех этих станков. Число шлифовальных станков составляло 2/5 числа токарных станков. Сколько всего станков этих видов было в цехе, если фрезерных станков было на 8 меньше, чем токарных?"

Давайте начертим схему. Она, кстати, довольно простая:

Схема
Схема

Далее давайте решать. Сначала, пользуясь параграфом 14, мы находим, чему равно количество шлифовальных станков.

Затем, вычитая из единицы 5/11 и часть "для" шлифовальных станков, получаем, что фрезерных станков - 4/11 от всего.

Далее - дело техники.

Решение ниже:

Ответ - в цехе (или в цеху🤷‍♂️) 88 станков
Ответ - в цехе (или в цеху🤷‍♂️) 88 станков

Спасибо за просмотр! Подписывайтесь, ставьте лайк и рассказывайте друзьям о канале!