Его называли гениальным сыном русского Серебряного века, первопроходцем и «Великим мастером ар-деко» (Grand Master of Art Deco). Художник и скульптор, модельер и иллюстратор, сценограф, путешественник, писатель и даже кулинар — все эти ипостаси слились в нем одном.
Я смотрю на фотографию пожилого мужчины в цветастом кафтане, похожего на почтенную даму. Он стоит в своей квартире на Буа-де-Булонь среди своей графики и бронзовых скульптур.
Это он, феноменальный Эрте, один из «столпов» стиля ар-деко.
Отпрыск старейшего русского аристократического рода, берущего начало от татарского хана Тырта, Роман Тыртов (Romain de Tirtoff) берет себе псевдоним Эрте, составленный из первых букв имени и фамилии, «чтобы не позорить семью».
Работа со знаменитым кутюрье того времени Полем Пуаре (Paul Poiret) открыла Эрте двери в мир моды и театра, где его фантазии превращались в образы, а образы — в фантасмагорические костюмы для труппы Анны Павловой, Жозефины Бейкер, танцовщицы Габи Дезли и легендарной Мата Хари. В разные годы он создает декорации и эскизы к костюмам для кабаре Фоли Берже и Лидо, балета Монте-Карло, Чикагской оперы и парижской Гранд-Опера.
Эпатажность, нарочитая искусственность и чувственность его работ выплескивалась со сцены в партер, рестораны, светские салоны и балы. Сам Эрте мог появиться на публике в черном шелковом плаще с жемчужными крыльями, в апельсиновом кафтане поверх блузы кошмарного розового цвета.
Он определил законы моды для «потерянного поколения» эпохи джаза, так называемых флэпперов (англ. flappers) или эмансипированных молодых девушек 1920-х: ассиметричное декольте, вызвавшее переполох среди парижских модниц, шелк, парча и бархат в мужских костюмах, одинаковые силуэты и линии для мужских и женских моделей — стиль унисекс. Он ничем не ограничивает полет своего воображения и создает роскошные бархатные вечерние накидки с китайскими рукавами и золотой вышивкой, длинные платья, украшенные бисером, перьями и мехами.
К началу Первой мировой войны Эрте уже востребованный художник, его приглашают в журнал Harper's Bazaar, где он оформляет более 230 номеров. Vogue, Cosmopolitan, Women’s Home Journal и другие знаменитые дамские журналы — все хотят заполучить Эрте как художника.
И да. Его женщины великолепны! Драматические позы, заломленные руки — роскошь наряда важнее, чем сама модель, застывшая в экзотической позе под тяжестью мехов, перьев райских птиц и жемчуга.
Его женщины — мифические существа, эротические символы, элегантные и грациозные. «Viva la Diva!».
Эрте берется за все: шляпы, сумочки, флаконы для духов, платья, мебель, ювелирные украшения, эскизы для тканей и обоев. В 1967 году в Нью-Йорке открылась его выставка «Театр в бронзе» в музее Метрополитен! И это там, где не делали персональных выставок, как бы ни был знаменит художник. Помимо прочего, была представлена его серия «Алфавит», где буквы — это женские фигуры, в так любимых им невероятных позах.
Даже свою смерть художник продумал заранее, как некое действо. Пригласительные и роскошный гроб из красного дерева, цветочные венки в стиле ар-деко создавались по его эскизам. Похоронили его на Булонском кладбище.
Им восхищались, его боготворили. О чем еще мог мечтать изящный молодой человек — «позор семьи»!
Нам же остается любоваться работами Эрте и ощущать его дыхание в любом взмахе шелков и перьев на сцене или подиуме…
Елена Шеренц
Мастерская Кати Гердт
Мебель. Свет. Текстиль