Контейнеров на площадке всё прибавляется, а мусора меньше не становится.
Мусорная проблема в последние 20 лет стала сильно актуальной. Вроде и были какие-то попытки «порешать» её, но то тут, то там народное недовольство всхлипывает. Ещё бы, кому охота возле свалки жить?
А как же Советский Союз? Куда в СССР мусор девали? Ведь жили же люди, а где люди, там и мусор. Давайте разберём содержимое потребительской корзины советского мусорного ведра.
Пакетов для мусора не было, поэтому на дно обычно стелилась газетка. Вынос мусорного ведра был целым ритуалом. Доставался, как правило детям, а они отлынивали, как могли.
Ведь вонючее ведро на глазах друзей нужно было донести до помойки, объявить о себе, постучав ведром о контейнер (иначе не отлипнет), а ещё вернуть назад, вымыть, высушить и застелить газеткой.
Остальные газеты тщательно собирались и не выбрасывались. Газета вообще была универсальной вещью в советском быту. Я тут насчитала целых 25 способов её использования.
Можно сразу вспомнить про утиль и вторсырьё. Бумагу и тряпки принимали по весу в обмен на абонемент на покупку собраний сочинений интересных писателей.
А так как СССР была одной из самых читающих стран мира, недостатка в желающих получить заветный абонементик не было. Кто не читал книги – расставлял по цвету корешков. Тоже красиво выходило.
Самая большая беда – пластик. Но пластиковых пакетов в советское время практически не было. Цветные импортные пакеты-сумочки выбрасывались только тогда, когда с них облезала краска.
И то, в него можно было что-то завернуть и отправить в антресоль. В магазин ходили с тряпочными сумками или сетками-авоськами.
В это трудно поверить, но пластиковых бутылок не существовало вообще. Вся тара была стеклянной (стеклотара) и возвратной, то есть её можно было сдать и получить небольшую «денюжку».
Сбором и сдачей тары занимались, в основном, дети, собирая себе на мороженое. Ну ещё алкаши по паркам себе на опохмел «стеклянные грибы» собирали.
Молочная бутылка – вообще гениальное изобретение. Все молочно-кисломолочные напитки (за исключением сметаны) разливались в одинаковые бутылки, различаясь только цветом крышки.
На крышечке из фольги, которую полагалось протыкать резким тычком, указывалось наименование продукта и дата выпуска. Бутылки, естественно, сдавались.
То есть в пустое наше мусорное ведро, застеленное газеткой, упали пока только крышечки от молочки.
Пиво и лимонад разливались в «чебурашки», отличались только этикетки. Да, пивные, кажется, были тёмными.
Для всего остального была грубая коричневая бумага. Вся бакалея фасовалась в кульки, которые продавщицы ловко сворачивали из этой самой рыхлой обёрточной бумаги.
Кто хотел – шили тканевые мешочки для круп и сахара. Целлофановых пакетов было мало, их стирали!, сушили и вообще берегли.
Мятый зефир в коричневом кульке был пределом мечтания. Сейчас же каждая зефиринка в индивидуальной упаковочке, а сверху ещё красивая коробочка.
Мясо и колбаса тоже заворачивались в эту бумагу. Даже шутка такая была, что «чем толще бумага, тем богаче продавщица».
То есть в мусорное ведро к крышечкам от молочки в компанию добавилась использованная обёрточная бумага, вещь легко разлагаемая.
Купленные вещи тоже заворачивали в эту самую бумагу и перевязывали бумажной верёвочкой. Памперсы? Нет, не слышали. Пелёнки стирали, сушили и гладили.
Даже стиральные порошки были в картонных коробках.
Что выбрасывалось? Сгоревшие лампочки, пузырьки из-под лекарств (не все и не всегда), ломаные мелкие вещи, не годные к починке, крышки от консервов и жестяные банки.
Именно поэтому в садовых товариществах и деревнях тех лет вывоз мусора не существовал. Всё несдаваемое компостировалось и сжигалось на участке
Ах да, пищевые отходы. Но какой-то злой гений придумал эти отходы собирать и скармливать свиньям. Для этого в нашем доме на каждом этаже поставили по ведру для сбора отходов.
Передышка наступала только в холодный сезон, когда не топили батареи. Всё остальное время отходы кисли и тухли на лестнице, несмотря на то, что каждый день специально обученный человек собирал и вывозил всё.
Постепенно тема схлопнулась, видимо свиньи отказывались есть «это».
Таким образом мусора было очень немного, и он весь практически был разлагаемый. Во дворе стояло два мусорных контейнера, которые вывозились через день.
Жителей в доме больше не стало, но мусорных контейнеров сейчас восемь и вывозятся они каждый день. Получается, что мусора мы производим в восемь раз больше. И львиная часть его – одноразовая упаковка.
Можно ли избежать роста количества мусорных полигонов и мусоросжигающих заводов? Наверное да.
Заинтересовать население рублём, снова открыв пункты по приёму перерабатываемого сырья. Иначе никак.
Ведь, когда я вижу, как заботливо рассортированный сознательными гражданами мусор валится в общий мусоровоз, я понимаю, что меня в очередной раз где-то надули.
И ну его нафиг. Всё равно с меня снимут за вывоз мусора и построят под носом мусоросжигательный завод. Потому что это выгодно.
Сначала взимать плату за красивую упаковку и её утилизацию, затем - за вывоз и утилизацию мусора, а потом ещё за что-нибудь.
Иначе придётся вернуться к тряпочным сумкам и авоськам, кулькам из бумаги и возвратным бутылкам. Вы готовы? А производители пластикового мусора?
Платное образование в советской школе. Малоизвестный факт из истории СССР здесь.