Путешественник, дипломат, шпион, коммерсант, музыкант, художник, алхимик, маг, прорицатель, мистик и философ, он был и остался загадкой и для современников, и для нас. Говорили, что он владеет тайной бессмертия, путешествий во времени и умеет превращать в золото любой металл. Среди множества авантюристов XVIII века он был единственным, кого ни разу не разоблачили. Так, может быть, граф Сен-Жермен – вовсе не авантюрист? Но кто же?
Последователи Блаватской и Николая Рериха верят, что Сен-Жермен – мистический учитель человечества из страны Шамбалы, «владыка седьмого луча церемониального порядка и магии».
Незнакомец в Париже: триумф и слава
Граф Сен-Жермен появился при дворе короля Людовика XV в 1757 году и сразу произвел фурор. Он выглядел лет на 40–50, был небольшого роста, отличался изящным сложением, о чем любвеобильные придворные дамы сразу же написали в дневниках: «Этот господин благодаря своей совершенной стройности может позволить себе панталоны в обтяжку». Аристократическая внешность Сен-Жермена притягивала к себе взор: тонкие черты лица, прекрасные темные глаза, ямочка на подбородке и белозубая обаятельная улыбка. Одевался он с необычайной изысканностью и отличался пристрастием к бриллиантам. Камни чистейшей воды украшали его перстни, манжеты и табакерку. А бриллианты на пряжках его туфель стоили около 200 000 франков.
Он как родными владел английским, немецким, французским, русским, португальским, испанским, итальянским и греческим языками, прекрасно знал арабский, санскрит, латынь, древнееврейский, скрывал свое истинное имя, что в те времена, полные опасности, интриг и изощренного коварства, считалось вполне допустимым. Держался с учтивостью и говорил так живо, властно и любезно, что ни у кого не возникало желания ему прекословить.
Современник Христа
Сен-Жермен прекрасно знал древнюю историю и буквально жил ею. Когда он рассказывал про Клеопатру и ее любовь к Цезарю, его голос дрожал, дамы рыдали в голос, а кавалеры платочком промокали непрошеные слезы. Он часто рассуждал о Христе и однажды обмолвился: «Это был лучший человек в мире, но неосмотрительный и романтически настроенный. Я сказал ему, что он плохо закончит. К сожалению, я оказался прав». Ему указали на его оговорку, он сразу же принялся извиняться за нее: «Неужели вы подумали, будто я на самом деле беседовал с Христом?» После смущенных и неловких извинений Сен-Жермена даже скептики уверовали в то, что он действительно видел Христа и говорил с ним.
А тут еще подлила масла в огонь престарелая мадам де Жержи, вдова французского посла в Венеции. После беседы с графом она заявила, что встречалась с ним в Италии еще в 1710 году, и с тех пор он ничуть не изменился – и тогда, и сейчас на вид ему было лет 45. Граф отозвался о свидетельстве мадам де Жержи с улыбкой. Но многие пожилые аристократы подтвердили – да, они тоже беседовали с ним тридцать или сорок лет назад. И по Парижу поползли слухи о бессмертии загадочного графа. Некоторые парижане пытались проверить свои подозрения у слуги Сен-Жермена, но тот был под стать господину. Он отвечал: «Я служу у господина графа всего триста лет и не могу ничего подтвердить».
Сам граф так искусно опровергал сплетни о собственном бессмертии, что они становились все более распространенными, как и слухи о его магических способностях предвидеть будущее и превращать в золото любые металлы.
Деньги как показатель благонадежности
Доверие к нему и к его необычайным талантам вызывал тот факт, что он не нуждался в деньгах. У него не было никакой видимой причины врать и притворяться. Его современник – интриган и авантюрист Казанова – все время испытывал дефицит средств. Маг и провидец Калиостро был готов на любой риск, лишь бы хоть немного заработать. Граф Сен-Жермен был баснословно богат. Он щедро одаривал других и занимался благотворительностью. Еще одна его особенность внушала почтение окружающим: он никогда не ел в присутствии посторонних людей. Благодаря этому он всегда овладевал застольной беседой и направлял ее в нужную ему сторону, чтобы необходимое разузнать и знаниями блеснуть. Позже досужие мистики решили, что он был вампиром, поэтому и не ел ничего, а только воду пил – и то немного.
Таинственность, значительность и мудрость – вот чем впечатлял Сен- Жермен окружающих. Именно с него писал великий Дюма своего графа Монте-Кристо.
«Чист, как горный родник»
Светские дамы окружили графа своим вниманием. Это был фривольный век, когда каждой даме полагалось иметь любовника, а каждому кавалеру – вздыхать по паре-тройке возлюбленных. Но граф, в совершенстве владевший всеми тонкостями флирта, до постели дело не доводил ни с одной из своих соблазнительниц. Чары придворных красавцев также оставляли его равнодушным: он отдавал должное на словах каждому, но не более того.
Целомудрие Сен-Жермена, столь редкое в те времена, вызывало в свете искреннее восхищение – он не зависел от страстей, и никто не мог повлиять на него через постельные утехи.
И все-таки – кем же он был? Самая вероятная теория
О прошлом Сен-Жермена толком ничего неизвестно. Он скрывал его с невероятным искусством. Намекал на то, что в детстве жил во дворце, а потом скрывался в лесах и за его голову была назначена награда. Вздыхал и уходил от расспросов.
Сейчас многие историки предполагают, что он был сыном венгерского принца Ференца Второго Рагоци, который поднял неудачное восстание против австрийского императора. Принца схватили, и он скончался в тюрьме. За поимку его наследника действительно назначили награду. Предположительно, отец распустил слухи о смерти сына, а сам передал его на воспитание последнему герцогу Тосканскому Джану Гастону Медичи. Мальчик согласно воле отца получил блестящее образование в университете в Сиене. За огромным наследством его присматривали герцоги Бурбонский и Менский и графы Тулузский и Шарлеруа. Они не промотали чужие деньги, а приумножили и передали положенное наследнику.
До своего триумфального явления в Париже у графа только в Лондоне были неприятности – в критическом 1745 году, когда две династии боролись за право на британский трон. У него нашли подозрительные письма к одному из претендентов, поэтому на неделю его как шпиона заключили в тюрьму, а потом с извинениями отпустили. И сразу после выхода из камеры он отправился на обед с парламентским казначеем лордом Харрингтоном.
Он много времени провел в Германии, где изучал горное дело. Путешествовал по Индии и Востоку, жил в Тибете. Чему он научился в своих странствиях? Многим вещам, в которые нам трудно поверить.
Чем пленить короля
Но вернемся в Париж. Сен-Жермен не просил Людовика XV об аудиенции – тот сам позвал загадочного графа во дворец, чтобы развеять скуку. На встрече граф рассказал, что умеет ликвидировать дефекты в алмазах. Король обрадовался и вручил ему большой алмаз с пятном – вдруг выведет!
Через несколько дней граф пригласил короля на сеанс «исцеления алмаза» в свою лабораторию. Дефектный алмаз опустили в колбу с жидкостью. Граф сказал, что для его восстановления необходима воля короля. «Прикажите камню исцелиться!» – «Приказываю!» – с усмешкой произнес король. Мгновенно вода в колбе закипела, покраснела, стала вновь прозрачной. Когда камень извлекли, он был чистейшей воды. Король пришел в восторг и предоставил Сен-Жермену для химических опытов свой замок Шамбор, в котором работал некогда Нострадамус.
Легко предположить, что Сен-Жермен подменил один алмаз на другой – нарисовал на похожем пятно, а потом смыл при помощи простого химического процесса. Но он и другие камни по просьбе придворных очищал от мути и трещин, и никакого богатства не хватило бы, чтобы обменять множество некачественных алмазов на безупречные.
Кладезь знаний
Граф Сен-Жермен в совершенстве знал химию и физику, о чем свидетельствовали ученые того времени. Он сочинял отличную музыку, писал дивные, словно светящиеся картины и окрашивал ткани в невероятные цвета.
Некоторые современные исследователи считают его путешественником во времени и предполагают, что для очистки камней и создания светящейся краски он использовал добытый в наши дни радий – радиоактивный минерал, которым действительно можно и кристаллы избавлять от мути, и цвета красителей усиливать. Кстати, у него в Европе было несколько красильных фабрик, которые приносили солидный доход. Коммерцией он занимался весьма успешно, как будто и не аристократ вовсе, да еще и суда фрахтовал и с арабскими странами торговал.
Казанова графа терпеть не мог и страстно ему завидовал, но признавал его алхимический дар. Однажды граф взял у Казановы медную монетку в 12 су, положил на нее что-то черное, велел Казанове держать ее щипцами в огне, потом кинул туда какое-то черное вещество. И все увидели, что в щипцах зажата золотая монета в 12 су. Такая, какие никто никогда не выпускал!
Он подарил монетку Казанове, а тот продал ее видному дворянину, который собирал магические артефакты. Перед покупкой тот проверил у ювелира, золотая ли она. Убедился – золотая.
Тайная миссия
Король регулярно навещал Сен-Жермена в его лаборатории, компанию ему составляла принцесса Ангальт-Цербстская – мать будущей российской императрицы Екатерины II. Принцессу интересовали все оккультные науки. И Сен-Жермен подружился с нею. Он всегда чувствовал, кому суждено сыграть решающую роль в истории и как найти нужную кнопку.
Шла Семилетняя война с Пруссией. Король Людовик сделал находчивого и ловкого Сен-Жермена своим тайным эмиссаром и поручил ему прощупать возможности мира с Пруссией, которой в те годы правил Фридрих II, еще никакой не Великий, а просто наглый и ввязавшийся в войну чуть ли не против всей Европы тип, мечтающий о великой Германии.
Прусский король был готов на переговоры с графом. Но Сен-Жермена невзлюбила любовница Людовика XV мадам Помпадур. Она испугалась влияния графа на короля, попыталась графа соблазнить, а потом и подкупить, потерпела поражение на обоих фронтах, испугалась еще сильнее и объединилась со своим врагом министром иностранных дел Шуайзелем, лишь бы дискредитировать графа и убрать от Франции подальше. О войне и о будущем Европы она думала меньше всего.
Король под давлением любовницы и министра отозвал полномочия Сен-Жермена и объявил его авантюристом. Мир с Пруссией не заключили, война продолжилась.
Российский след
А Сен-Жермена ждала Россия. Он получил от принцессы Ангальт-Цербстской рекомендательные письма к ее дочери Екатерине, в то время супруге российского императора. И приехал в Санкт-Петербург в 1762 году.
По некоторым источникам, именно ему принадлежит план государственного переворота, который изящно и без всякой междоусобицы привел к власти Екатерину II. Он был близко знаком с братьями Григорием и Алексеем Орловыми, гвардейцами Екатерины и организаторами переворота.
Прослеживается любопытная картина: в Англии, Франции, России граф начинает активно заниматься политикой перед самыми острыми историческими моментами, словно все знает заранее и намерен привести мир к некоему равновесию. Откуда ему было все известно?
Дар предвидения
Он владел некогда принадлежавшим Нострадамусу медным зеркалом, которое после особого ритуала показывало ему картины будущего. Толку от зеркала было немного. Оно охотно выдавало даты смерти того или иного лица, но сюжеты из будущего часто оказывались отрывочными и потому бессмысленными.
Истинное провидение – глубинное, с вариантами развития событий, с причинно-следственными связями (кармой) – он постигал в многочасовых трансовых состояниях, которым научился в Индии и Тибете. Про глубинные предвидения он рассказывал посторонним очень редко. Но сам постигнутым руководствовался всегда.
Граф виртуозно владел магией чисел и почти никогда не играл в карты, так как выиграть ему не составляло труда. Однажды он поделился секретом «трех беспроигрышных карт» с княгиней Натальей Голицыной. А она спустя много лет рассказала о нем своему внуку, который проигрался в прах и просил у нее громадную сумму, чтобы вернуть долг чести. Княгиня денег не дала, но назвала беспроигрышную комбинацию от Сен-Жермена: тройка, семерка и туз пик. Внук поставил на эти карты и отыгрался, но никогда больше играть не садился – такое условие перед ним поставила бабушка, которая в свое время дала такое же обещание Сен-Жермену. Внук рассказал эту историю приятелю – поэту Александру Пушкину. А тот написал по ней «Пиковую даму».
Чему быть – того не миновать
В 1774 году – вновь Париж. Уже умер беспечный, шаловливый и жизнелюбивый Людовик XV – он заразился оспой от очередной любовницы.
Престол занял Людовик XVI. Он был честным, добрым и семейственным, хранил верность жене Марии-Антуанетте, и именно при нем грянула Великая французская революция. Сен-Жермен питал человеческую слабость к молодому королю и его жене и пытался предупредить обоих насчет грядущей катастрофы. Он добился встречи с Марией-Антуанеттой и рассказал ей про зреющий заговор, про революцию и смерть всей королевской семьи на эшафоте. Королева испугалась, поделилась предсказанием с королем и его ближайшим советником графом Морепа. Советник приказал Сен-Жермена арестовать и выпытать у него все про тайный заговор. Тот это предвидел и исчез. Ему было не привыкать к недоверию и угрозам.
Скитания по миру
Сен-Жермен постоянно путешествовал и всюду организовывал тайные мистические общества, которые вливались в общую сеть, отчего его впоследствии стали величать «отцом всех масонов».
Наконец в 1777 году Сен-Жермен отправился в мирный и тихий Шлезвиг, где нашел у принца Карла Гессенского самый радушный прием. Там он занимался алхимией и изобретал новые краски. Умер граф 27 февраля 1784 года, о чем в церковной книге была сделана соответствующая запись. Известно и место его захоронения.
Тем не менее Елена Рерих пишет, что могила – фальшивая: «На самом деле там похоронен заместитель графа».
Жизнь после смерти
Похоже, что Елена Рерих оказалась права. В 1785 году граф, несмотря на свою кончину, присутствовал, очень даже во плоти, на Великом конгрессе масонских лож, о чем написали все парижские газеты. В архиве парижской ложи Общественного согласия сохранилась ведомость, согласно которой брат Сен-Жермен исправно платил членские взносы до 1789 года.
А в 1788 году французский посланник в Венеции граф де Шалон столкнулся с «покойником» на площади Святого Марка и попытался заговорить с ним, но граф поспешно удалился. В 1793 году в Париже графа видела принцесса де Ламбаль. А в 1814 году престарелая аристократка мадам де Жанлисс повстречала его в Вене на балу – он выглядел все таким же, каким был во времена ее молодости. И даже помахал ей рукой.
Находились свидетели его встреч с Гитлером, а в США в 1930-е годы возникла секта боллардистов, почитающая Сен-Жермена наравне с Христом.
«Святой покровитель технической революции»
По теософскому учению, граф Сен-Жермен сыграл в истории человечества массу важнейших ролей. Его предыдущими воплощениями были плотник Иосиф – человеческий отец Иисуса Христа, Христофор Колумб – мореплаватель, открывший Америку, Фрэнсис Бэкон – философ, который создал научный метод познания мира.
Одна из величайших миссий Сен-Жермена «состояла в ускорении развития науки и техники, чтобы у людей было больше времени для духовного совершенствования» – так писала в 1990 году Элизабет Клэр Профет, автор книги «Пророчества Сен-Жермена для нового тысячелетия». А насчет его умения путешествовать во времени и превращать медь в золото – кто знает, что здесь правда…
Было интересно? Подпишись на наш канал!
Галина Панц-Зайцева
(с) "Лилит"