Найти тему
Психолог

Размышления о том, почему у любящих родителей растут непослушные дети

Многие современные родители на уровне чувств знают, как нельзя воспитывать детей. Они четко решили для себя, что никогда не будут кричать на своих детей, оскорблять их, будут прислушиваться к мнению детей и, обязательно, будут удовлетворять все потребности любимых чад. Их дети не должны испытывать то, что пришлось испытать им, когда они были маленькими.

Такие сознательные и осознанные родители стараются с детьми разговаривать теплым и приветливым голосом, даже когда ребенок откровенно ведет себя плохо. До последнего изо-всех сил сдерживают свое раздражение и улыбаются. В душе родителя буря и несогласие с тем, что происходит, а снаружи ровный и приветливый голос, уговоры и поиск стимулов, которые смогут заинтересовать ребенка, чтобы он наконец-то послушался.

В начале своего профессионального пути я вообще не понимала, почему у некоторых любящих и самоотверженных родителей, избегающих методов муштры и принуждения, дети растут упрямыми, активно противостоящими требованиям взрослых. А при общении с сверстниками некоторые из этих «бунтарей» становятся конформными (подчиняющимися, податливыми), не умеющими отстоять свою точку зрения, защитить себя.

В чем дело?

Во-первых, родители путают потребности ребенка с его сиюминутными желаниями («хотелками»). Ребенок привыкает к тому, что родитель старается предоставить ему то, что для ребенка значимо в данный момент. На крайний случай, ребенок всегда сможет вытребовать хоть что-то из того, что предлагает родитель в ответ на предъявляемое ограничение. А иногда все идет так, как хочет ребенок. Родители одного знакомого мне мальчугана не могут увести его домой до самого позднего вечера, ждут, когда сынок сам скажет: «Всё, можно идти домой!». Мальчугану пока 5 лет. Мне трудно представить, как он будет учиться в школе. Сейчас родители пытаются найти специалиста, который «исправит» его. Но как можно «исправить» того, который и не ломался?

Во-вторых, родители не хотят давить на ребенка и боятся нанести ему психологическую травму. Если ребенок кричит и агрессирует в ответ на предъявляемое родительское требование, то любящий родитель отступает. Фрустрация ребенка, которая возникает автоматически, когда что-то идет не так, как хочется, воспринимается родителями, как отражение, что ребенок травмируется. Можно предположить, что ребенок лишь раз, добившись своего через крики, удары, будет в следующий раз добиваться своего через такое же поведение.

В-третьих, родитель надеется, что ребенок почувствует и осознает, как его папа и мама стараются быть хорошим родителем, и согласиться с их доводами и требованиями. Но ребенок слишком незрел! Он видит ситуацию по-другому. Благодарность придет позже. А сейчас он действует из импульса «Я хочу», «Мне надо».

В четвертых, дети на уровне эмоций считывают состояние родителей и других взрослых, которые о них заботятся. Если родитель огорчен поведением ребенка и внутренне осуждает его, а на поведенческом уровне демонстрирует любовь и принятие, то ребенок обязательно почувствует это несоответствие. Именно так дети любящих родителей на бессознательном уровне (уровне эмоций) получают от родителей послание «Ты – плохой!». Как только получено такое послание, мозг ребенка начинает работать в другом режиме, режиме недоверия к тому, кто послание это передал. Мозг переключается в режим выживания, как у человека, который оказался в стане врагов. А что делают с врагами? Стараются победить, чтобы выжить. И не будет он слушать и делать так, как ему говорит враг.

Кстати, ощущение «Я какой-то не такой!» у многих детей/подростков вызывает поведенческие реакции, схожие с реакциями человека, получившего психологическую травму. Получить такое послание от ласкового и любящего родителя вдвойне больно. Мозг, конечно, затем включит психологические защиты от такого воздействия. Но! Нежность и любовь родителя расслабляет их. Получается заколдованный круг. Ребенок/подросток, как бы обезоружен от посланий «Ты – плохой!» и ощущения «Я какой-то не такой!», так как привязан к своему любимому и любящему взрослому.

В-пятых, родители стараются убедить своего отпрыска. Именно убедить, чтобы он, послушав убедительные доводы своего родителя, осознал свои ошибки, и начал действовать в правильном направлении (правильно с точки зрения родителя). Если же отпрыск стоит на своем, то родителям кажется, что они не смогли до него донести свою правду. Начинается новый виток убеждающих доводов. Логика в таком родительском поведении есть. Если ребенок согласится с ними, то точно будет свое поведение выстраивать в правильном направлении.

Дети по-разному реагируют на это. Некоторые ждут, когда поток родительских доводов иссякнет, тогда они снова переключаются на свои дела («ну, снова лекция…»). Некоторым детям/подросткам кажется, что этот поток убеждающих фраз является доказательством того, что родитель сам то не очень верит в то, что говорит («знаете, как надоедает, когда мама меня уговаривает»). А еще любимый отпрыск получает на бессознательном уровне (на уровне эмоций) послание «Ты – плохой!». Родитель изо-всех сил старается ему доказать и привести обезоруживающие доводы. А ребенок/подросток на глубинном уровне слышит «Ты – неправильный! Вот сколько доводов против тебя!». Психика ребенка старается защититься от этого послания. Защититься, значит, закрыться, отгородиться. И еще проводит мощнейшую работу по упаковке уже полученных болезненных переживаний от посланий «Ты – плохой!». Ей надо их так упаковать, закапсулировать, чтобы они не причиняли боль. И дети становятся защищенными, такие маленькие рыцари в латах. Как психолог-практик, работающий и с уже выросшими детьми, знаю, сколько боли в таких капсулах упаковано.

В следующем статье мы поговорим о психологических защитах детей, как они проявляются на поведенческом уровне.