Структура экономик и уровень развития стран ЕАЭС значительно отличаются. Кыргызстан, население которого превосходит по численности население Армении более чем в два раза, производит ВВП по ППС, сравнимый с соответствующим показателем Армении (23,2 млрд межд. долл. и 28,3 млрд межд. долл. соответственно в 2017 году (таблица 3.1).
В то же время Беларусь превосходит по численности населенияАрмению чуть более чем в три раза, однако ее ВВП по ППС превышает этот показатель для Армении в 6,3 раза. В 2017 году разброс показателя ВВП по ППС на душу населения в текущих ценах внутри ЕАЭС составил 7,5 раза. Значения душевого показателя для России и Казахстана достигли в 2017 году 27,9 и 26,3 тыс. межд. долл./чел. соответственно.
Восстановление процесса накопления оказалось одним из самых сложных вопросов постреформенного периода в странах ЕАЭС. Норма накопления в странах ЕАЭС низкая для развивающихся стран: в 2018 году значение показателя было максимальным в Кыргызстане (31,3% ВВП), а наименьшая норма накопления отмечалась в Армении (20,7%). Сравнительно высокая норма накопления в Беларуси (26,2%) и Казахстане (27,1%) свидетельствует о большем потенциале для дальнейшего роста экономики.
Армения демонстрирует наиболее высокий уровень зарегистрированной безработицы в ЕАЭС, и в 2018 году, по данным МВФ, занимала 8-е место в мире по этому показателю. Среди причин таких значений показателя — сильнейшая деиндустриализация после распада СССР (в особенности машиностроительной отрасли и легкой промышленности), высокая доля кадров низкой квалификации, а также высокое значение натурального хозяйства.
В Беларуси наблюдается, напротив, один из самых низких уровней зарегистрированной безработицы в мире (1,0% в 2018 году). Это во многом связано с особенностями законодательства (в частности, с административным преследованием за социальное иждивенчество), крайне низким пособием по безработице и обязательными общественными работами [23].
Индексы потребительских цен и цен производителей промышленной продукции ЕАЭС по странам за 2016-2018 годы представлены в таблице 3.2.
Индекс человеческого развития (далее — ИЧР), разрабатываемый ООН, представляет собой комбинацию нескольких показателей: уровня ВВП на душу населения, уровня образования и продолжительности жизни. В 2000-е годы все страны постсоветского пространства демонстрировали значительное улучшение показателей доходов и при этом сохраняли высокие значения (при мировых сравнениях) показателей образования и других социальных параметров [22].
В 2000 году показатели ИЧР стран ЕАЭС находились в пределах 0,593–0,720, а к 2017 году поднялись до 0,672–0,816. Значение ИЧР выросло у всех стран ЕАЭС: максимальное увеличение было у Беларуси (на 0,127), а минимальное — у России (на 0,096) (Таблица 3.3).
По многим социально-экономическим показателям Кыргызстан уступает остальным странам ЕАЭС. Так, например, в 2018 году продолжительность жизни при рождении в стране была наиболее низкой и составила 71,0 лет, в то время как максимальное значение показателя было у Армении (74,6 лет).
Доля населения, зачисленного в учебные заведения третичного образования, также минимальна у Киргизии среди всех стран Союза (45,9% в 2017 году), в то время как максимальное значение показателя у Беларуси (87,0%) и России (81,8%). Потребительские расходы в 2018 году в Беларуси, Казахстане и России составили около 50% ВВП стран, а Армении и Кыргызстана — 74,4% и 79,4% соответственно. При этом на товары длительного пользования в структуре потребления в Беларуси и России в 2018 году пришлось 12,0%, а в Казахстане только 5,9%.
По структуре потребления Россия схожа с Беларусью и Казахстаном. В то же время за счет высокогонеравенствадоходов у России одна из самых высоких долей расходов на товары длительного пользования (ТДП), куда входят автомобили, стройматериалы, мебель, бытовая техника, электроника. По доле населения, использующего Интернет, в 2017 году лидировал Казахстан (76,4%) и Россия (76,6%). В Кыргызстане Интернетом пользуется только треть населения.
По состоянию на 28 декабря 2018 года объем доходов федерального бюджета от уплаты таможенных платежей превысил отметку в 6 трлн руб. Прогноз по
формированию доходов бюджета Российской Федерации выполнен таможенными органами на 101,5%.
Платежи от импорта товаров составляют 2931,8 млрд. руб., или 48,7% от общего объема перечислений ФТС России. В том числе НДС на ввозимые товары - 2 245,6 млрд. руб. (37,3%).
Вывозная таможенная пошлина составила 3005,7 млрд. руб., или 49,9% от общего объема перечислений ФТС России.