Родители моих учеников часто спрашивают меня, «а что нам можно почитать о театре или об актерском мастерстве? Чтобы ребенку было понятно.» Может показаться, что это очень сложный вопрос. Когда приходишь в любой книжный, раздел театральной литературы всегда забит толстыми книгами театральных деятелей «Как молоды мы были, ходили друг к другу в гости, пили, смеялись и Высоцкий на гитаре играл, ах Высоцкий,...Володя мой». Тот кто в теме, поймет в чем юмор. В общем, какие-то практически-применимые книги-инструкции найти на русском языке очень сложно. А биографии, как в тексте выше, лучше не читать никому. Они интересны только самому «писателю» и его родственникам, пользы ноль, в том числе для будущих поколений. Но есть золото, которое можно искать! И оно ближе чем вы думаете! Это столпы и основы, например, книги Станиславского!
Почему полезно детям читать Константина Сергеевича Станиславского? Сразу возникает мысль: « Ого! Сам Станиславский! Основоположник системы актерского мастерства! Нет, детям будет сложно!». Но это очередной стереотип. Сложно не будет, особенно детям.
1. Станиславский не нуден и не скучен! Когда читаешь Станиславского, то понимаешь, что это был очень энергичный, позитивный, наполненный энтузиазмом и юмором человек. Он не смотрит на читателя с высоты своего высокого полета и положения, а бодро толкает читателя в плечо и говорит:«Давай играть и веселиться!». Образ серьезности и некой профессорской пыльности ему придали уже потомки. Поэтому детям понравится, дети зарядятся. И дети все поймут.
2. Станиславского читать легко, так как у него книги очень удобно и мудро устроены, нет воды и перелетов между мыслями и событиями, они делятся на много небольших глав, дети читают, как маленькие рассказы. Каждая глава - новая информация. Станиславский явно продумывал этот момент, чтобы то, что он пишет, легко воспринималось даже ребенком.
3. Станиславский писал это не как скучный учебник, а рассказ и его поиски истины в актерском мастерстве идут от первого лица. И дети сразу же погружаются в атмосферу занятия со Станиславским. Подключаются к его ученикам.
4. Когда читаешь, то от лица учеников возникают вопросы, на которые сразу получаешь ответ от самого Станиславского. Это увлекает детей и мотивирует. Как урок с добрым, забавным учителем.
5. Чувство юмора Станиславского не даст заскучать, поэтому дети читают его с большим удовольствием. Станиславский с легкостью и самоиронией описывает свои ошибки и «актер актерычи» на пути постижения актерского мастерства. Как он любил роли только ради усов и красивых сапог, как целовал подушку, когда репетировал поцелуй и скакал по комнате, думая, что он дикий воин. Такой самоиронии еще нужно поучиться. Такая открытость располагает детей.
6. Начинаем чтение с «Этики» К.С.Станиславского. Там он много пишет о культуре, правилах в театре и на сцене, отношениях с партнером. Без культуры и дисциплины в театре никуда. На опыте скажу, что в группах 9+ дети читали «Этику» и они там подмечают интересные моменты. Мы сразу выписывали то, что будет использовано на наших занятиях. Очень яркая и долгая развернулась дискуссия среди учеников, что даже боялась остановить.
7. Дальше читаем Станиславского «Моя работа над собой в творческом процессе переживания». Там много юмора и забавных описаний будней начинающих актеров, каждая глава просто кладезь советов и техник актерского мастерства. Я очень люблю эту книгу.
8. Ну и когда ребенок начнет работать над своей первой ролью, подарите ему книгу « Работа актера над ролью» С ней приходит какая-то осознанность,что актерское мастерство это именно работа. И хорошо сопоставлять свою работу и рекомендации Станиславского.
9. Так же можно прочитать Станиславского « Моя жизнь в искусстве»о Станиславском ,его становлении, формировании театра .Читала с упоением! Может ребенку захочется так же как и Станиславскому сделать свой первый театр на даче в гараже (в конюшне).
Что покупать?
Не смотря на то, что все актеры Голливуда и вообще всего мира говорят о том, что их сформировал Станиславский, в России найти хорошие издания его книг огромная проблема. Большое количество отредактированных, неполных, урезанных книг, которые путают всю библиографию Станиславского и вводят в голову сумбур.
Я рекомендую не рисковать и как бы плохо или хорошо вы бы не относились к СССР, но книги по театру советского издательства «Искусство» , даже потертые, пахнущие и 50 летней давности- это лучший выбор. Даже лучше современных, так называемых, коллекционных изданий за тысячи рублей. Я рекомендую купить ребенку или подарить на какой-нибудь большой праздник прямо восьмитомное советское собрание сочинений Станиславского (оно будет стоить около 10 тыс. рублей) и пусть ребенок познает, тем более актер-ребенок. Свое я покупала на озоне, вообще тираж там 40 000 экземпляров издание 1954 года. Сейчас книги такими тиражами не издаются даже, поэтому возможно найти себе одно, на озоне они часто появляются, но их быстро разбирают. Если не любите бумажные книги - полное собрание сочинений Станиславского можно скачать на торрентах, оно там есть отсканированное, и загрузить в электронную книгу.
Вообще, лайфхак- советские книги по театру- это настоящие сундуки с золотом. Отслеживайте их и дарите ребенку, там бывают такие редкости, которые уже давным давно не переиздают. У меня, например, есть собрание сочинений репетиций Станиславского, пять томов из шести, пока детям рано читать, но осознайте какие книги раньше издавались. И такого в издательстве «Искусство» очень много. Целые книги с записями репетиций спектаклей, книги по работе актеров над конкретными ролями (да, раньше мэтры находили время, чтоб описывать не только свои тусовки), целые режиссерские инструкции. Ищите и пусть через хорошие старинные редкие книги ваш ребенок познает актерское мастерство.