Как формировалось классическое искусство Запада? Знания мастеров передавались ученика, затем их ученикам и так далее, многие и многие поколения. Так продолжалась художественная традиция.
Внезапно, в 20 веке передающаяся художественная традиция была прервана такими дерзкими явлениями в искусстве, как импрессионизм, постимпрессионизм и кубизм. Художественное наследие было заменено новыми, доколе непонятными направлениями в искусстве. Как же так произошло, что вековые традиции были вмиг сметены под натиском 20 века? Современность и ее изменчивость все больше смещает планку нормальности в искусстве. Со временем становится все труднее определить, что же такое искусство.
Картины теперь все реже напоминают определение живописи, а для скульптуры уже можно не использовать мрамор. Возможно, это уничижение морали, а возможно – расширение нашего представления о мире, об искусстве и прекрасном.
Великое множество «измов» проистекает именно из середины 19 века – политизированного и радикального времени.
1848 год – волна восстаний в Европе. Огласку получают самые разные идеологические организации – либералы, националисты и коммунисты. Вся оппозиция сплотилась в попытках противостоять консерватизму с их идеей о том, что монархия угодна Богу, что важно сохранять этот традиционный порядок с древних времен.
Идеи фракций разнятся – умеренные движения борются за демократизацию власти, радикалы – ликвидировать любые формы правления, перераспределить богатство и обеспечит полноту власти рабочим.
В это время Маркс и Энгельс пишут «Коммунистический манифест», заявляя, что цель коммунизма – «насильственное свержение всех существующих социальных систем», то есть посредством мировой революции и разрушения сложившейся культуры.
Рабочий класс должен править миром, всем должно обеспечиваться равноправие. Национализм, в негативном его проявлении, должен быть искоренен. Философия марксизма покорила все сердца, требующие перемен.
Хоть консерватизм и сумел подавить сопротивление, но революционные идеи продолжали жить в умах и сердцах европейцев.
Через 20 лет Франция проиграла франко-прусскую войну, революционеры взяли Париж и отказались признать французское правительство. Это и есть «первая революция коммунизма» - движение Парижской коммуны.
Движения в искусстве.
Из чего же зародилось современное искусство? Считается, что родоначальниками выступили – британское движение прикладного искусства и художественное движение французского реализма 19 века. Как не сложно догадаться, оба этих движения связаны с коммунистическими идеями.
Гюстав Курбе.
Среди революционеров Парижской Коммуны был художник-реалист Гюстав Курбе. Он был избран «Комиссаром общины» и председателем радикальной организации художников Федерации художников. Помимо него, в организации состояли Мане, Домье и Коро. Под влиянием Курбе была разрушена Вандемская колонна и произведена попытка запретить Школу изящных искусств во Франции.
Реалист Курбе стремился подорвать классические тенденции в своем творчестве. Он не признавал стремления классического искусства идеализировать человеческие тела и фигуры. Курбе хотел преодолеть разрыв между миром реальным и миром искусства. Он ярко изображает мир, подчеркивая его несовершенства и проблемы.
Идея революции явно прослеживалась в его идеях и творчестве – освободить искусство от древней традиции. Он писал, что не хочет подражать древним мастерам, копировать их произведения, хочет развивать индивидуальный и современный стиль.
Работы Курбе были высоко оценены современниками и, несомненно, представляют ценность для последующих исследований истории искусств.
Курбе сыграл роль первопроходца в модернизме.
Столь великий успех закончился крахом. Контроль над Парижем был восстановлен и Курбе отправился в тюрьму на 6 месяцев.
Уильям Моррис
Теперь обратимся к британскому движению. В 1884 году был создан Социалистический альянс, который отпирался на идеи Маркса о пролетарской революции насильственным путем. Но У. Моррис не полностью принял идеи Маркса. Он был приверженцем стиля Средневековья, осознавал важность защиты древней архитектуры. Моррис не признавал стремление общества к увеличению производства машин и сохранял особую связь с природой и древней традицией.
Авангард
Революционные идеи вдохновляли художников. Появлялись новые движения и жанры. Искусство того времени получило название авангарда, что означало продвижение новой культуры, новых идеи, нового духа революции.
С французской Академии художеств вышли рисовать на улицу, что нарушало традиции подобных заведений. Они хотели отразить то, что видели глазами – субъективно, это означало смело отказаться от традиционных методов рисования.
В 1863 году выставки импрессионистов были открыты для посетителей. Со временем они популяризировались и стали узнаваемыми по всему миру.
Эффект снежного кома.
Импрессионизм положил начало возникновению множества новых художественных течений. Появились постимпрессионисты в лице Сёра и Ван Гога, которые продолжили дальше развивать идеи искусства, свободного от всяческих границ и комплексов.