Найти тему
Июльский дождь

Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Кадр из фильма Л. Гомберга "Я медленно учился жить", телеканал "Культура", 2012 г.
Кадр из фильма Л. Гомберга "Я медленно учился жить", телеканал "Культура", 2012 г.

Всего и надо, что вглядеться - боже мой,

Всего и дела, что внимательно вглядеться...

Юрий Левитанский

Юрий Давидович Левитанский, поэт, переводчик, автор пародий, родился в 1922 г. в Козельце в Черниговской области. После нескольких переездов семья оказалась в молодом шахтерском городе Сталине (ныне Донецк). Там прошло детство Юрия. После школы он уехал в Москву и поступил в Институт философии, литературы и истории. А через 2 года началась война, и Левитанский ушёл на фронт добровольцем. Война для него началась с обороны Москвы, затем он прошёл через Украину, Румынию, Чехословакию и даже воевал в Маньчжурии. Закончил войну в чине лейтенанта. 1943 Г.

1943 г.
1943 г.

Фотография с официального сайта levitansky.ru

После демобилизации в 1947 году уже на следующий год вышла первая книга стихов поэта «Солдатская дорога». Но война не стала для Левитанского главной темой творчества, как для многих поэтов-фронтовиков; он был ярым противником войны и любого насилия и считал, что нельзя гордиться войной, потому что война - это катастрофа, большое людское горе, и не считал возможным спекулировать на этой теме.

Виктор Берковский, Дмитрий Богданов. Запись сделана на концерте в Москве в 1993 г.

Известность пришла к поэту достаточно поздно. Одна из самых известных его книг стихов «Кинематограф» вышла в 1970 году, когда поэту было около пятидесяти. А всенародная известность пришла в 80-м году, когда на экраны страны вышла картина «Москва слезам не верит», где в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных прозвучала песня «Диалог у новогодней ёлки». Всего при жизни вышло около 20 книг Левитанского.

В последние годы жизни он, один из немногих, требовал от властей остановить войну в Чечне. Это было в 1995 году. А 25 января 1996 года он выступил на встрече московской интеллигенции, которая проходила в мэрии Москвы, с протестом против чеченской войны, и сердце не выдержало... Многие близкие к нему люди сравнили эту смерть с гибелью на передовой.

При жизни Юрия Давидовича вышло около двадцати книг стихов. Нельзя сказать, что Левитанский выбирал простые формы для своих стихов, наоборот, он очень много экспериментировал с размером, рифмой, звуком и словом. Но они были невероятно музыкальны, поэтому многие композиторы писали на стихи песни, к чему он сам относился с большим трепетом. Они полюбились и многим замечательным исполнителям. Вот лишь самые известные из них: Виктор Берковский, Дмитрий Богданов, Елена Камбурова, Татьяна и Сергей Никитины, братья Мищуки. Песни на его стихи прочно вошли в репертуар исполнителям авторской песни и звучат до сих пор. Стихи Левитанского становились и становятся до сих пор главными героями чтецких программ и даже спектаклей больших актеров, таких как Михаил Казаков, Елена Камбурова, Вениамин Смехов, Александр Филиппенко. Сохранились аудио- и видеозаписи как Юрий Давидович сам читает свои стихи.

Поэзия Левитанского пронизана размышлениями, можно даже сказать, что он размышлял о важных вопросах жизни в стихах, при этом трудные темы часто звучат лёгко, с прекрасной иронией, перемешанной с печалью и ностальгией. Частая тема его стихов — время и жизнь в этом времени.

К 90-летию Юрия Левитанского был создан прекрасный сайт levitansky.ru. Там собраны материалы из семейного архива, фото-, аудио- и видеоматериалы, конечно, стихи и многое другое. Огромная благодарность авторам этого с любовью сделанного сайта Александру Петрову, Леониду Гомбергу, членам семьи Юрия Давидовича Ирине Машковской и Анне Левитанской.

Поделитесь своими любимыми стихами Юрия Левитанского.

Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен
и тема угадана,
а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,
как в «Прощальной симфонии», ближе к финалу, —
ты помнишь, у Гайдна —
музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу
и уходит, — в лесу все просторней теперь —
музыканты уходят —
партитура листвы обгорает строка за строкой —
гаснут свечи в оркестре одна за другой —
музыканты уходят —
скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут
одна за другой —
тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,
и, по мере того как с осенних осин облетает листва,
все прозрачней становится лес,
обнажая такие глубины,
что становится явной вся тайная суть естества —
все просторней, все глуше в осеннем лесу —
музыканты уходят —
скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача —
и последняя флейта замрет в тишине —
музыканты уходят —
скоро-скоро последняя в нашем оркестре
погаснет свеча...
Я люблю эти дни, в их безоблачной,
в их бирюзовой оправе,
когда все так понятно в природе,
так ясно и тихо кругом,
когда можно легко и спокойно подумать о жизни,
о смерти,
о славе,
и о многом другом еще можно подумать,
о многом другом.