Найти тему
Canon для бизнеса

«Волшебный фонарь» — простое устройство, изменившее взгляд на мир

«ЕЩЁ НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЛЮДИ ПЫТАЛИСЬ ОЖИВЛЯТЬ ИСТОРИИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ»

Представьте себе, что вы никогда не видели даже лампочки. Что бы вы подумали о смартфоне?

Вы были бы потрясены, даже, скорее всего, пришли бы в ужас — история знает подобные случаи.

Laterna Magica, — он же «волшебный фонарь», — стал смартфоном своего века. Для нашего пресыщенного инновациями современника в нём нет ничего особенного: свеча как источник света, нарисованные вручную слайды, которые проецируются на стену. Но в пятнадцатом веке всё это казалось самым настоящим колдовством. Если проследить историю этого обманчиво простого инструмента, становится понятно, что «волшебный фонарь» полностью изменил взгляд человека на окружающий мир.

Дьявол на стене

В Европе эпохи Реформации религиозность уживалась с верой в магию и чудеса. Католическая церковь диктовала государственные и моральные законы с недосягаемого пьедестала — пока её догматы не пошатнулись под влиянием протестантской церкви. Реформаторы распространяли свои идеи с помощью печатного пресса, но орден иезуитов придумал нечто более радикальное.

«Иезуиты многое сделали для католической церкви, поскольку осознавали важность мультимедийных технологий, — объяснил д-р Андреас Шойхер (Andreas Scheucher), куратор музея AV Stumpfl в Австрии. — Они изобрели особый религиозный театр (названный в их честь иезуитским), где для постановок использовался «волшебный фонарь». Первыми начали проецировать изображения дьявола».

Иллюстрация проекции адского огня или чистилища из исследования иезуитского ученого Афанасия Кирхера «Ars Magna Lucis et Umbrae», 1671 г.
Иллюстрация проекции адского огня или чистилища из исследования иезуитского ученого Афанасия Кирхера «Ars Magna Lucis et Umbrae», 1671 г.

Райнхольд Штумпфль (Reinhold Stumpfl), владелец и основатель компании AV Stumpfl, которая является партнёром Canon, — заядлый коллекционер этих удивительных приборов и всего, что с ними связано. Он попросил своего старинного друга доктора Шойхера стать куратором музея AV Stumpfl в городе Валлерн в Верхней Австрии, где собраны более двух сотен артефактов долгой истории развития проекционных технологий. Доктор Шойхер использовал свои богатейшие знания в области визуального нарратива, чтобы сделать коллекцию Райнхольда как можно более интересной широкому кругу зрителей.

«Иллюстрация "дьявол на стене" позволяет нам понять, насколько чудесной казалась эта технология простым деревенским жителям. В те времена иезуиты путешествовали повсюду, пропагандируя церковное учение с помощью «волшебного фонаря». Проецируя картины преисподней, они говорили, что в ад попадут все — кроме истинных католиков. Сильные мира сего и в наше время продолжают использовать мощный эффект изображений на экране, чтобы шокировать людей и влиять на их умы».

Скорее всего, иезуиты первыми использовали подобные технологии как средство пропаганды. Но времена менялись: когда торговцы превзошли богатством церковь и аристократию, «волшебный фонарь» обрел иное назначение.

«Фантасмагория» — театр ужасов

Этьен-Гаспар Робер (Étienne-Gaspard Robert) решил превратить «волшебный фонарь» в орудие устрашения. Во времена Великой французской революции он догадался поставить волшебный фонарь на рельсы и совместить изображения, спроецированные двумя такими устройствами. Своё изобретение он использовал для того, чтобы будоражить воспалённые умы парижан, чей город постоянно сотрясали бунты. Он представил публике пугающие спектакли с элементами сверхъестественного, которые назвал «фантасмагориями». Зрителей запирали в непроницаемо чёрном «подземелье» и показывали им движущиеся проекции разнообразных ужасов, которые уменьшались и увеличивались в размерах. Все это действо сопровождали жуткие звуковые эффекты и «призрачные» голоса.

«Фантасмагория» Этьена Гаспара Робера в музее AV Stumpfl. «Я остаюсь доволен лишь тогда, когда мои зрители, дрожа от ужаса, вскидывают руки или закрывают ими глаза, страшась бросающихся на них призраков и бесов».  (© AV Stumpfl)
«Фантасмагория» Этьена Гаспара Робера в музее AV Stumpfl. «Я остаюсь доволен лишь тогда, когда мои зрители, дрожа от ужаса, вскидывают руки или закрывают ими глаза, страшась бросающихся на них призраков и бесов». (© AV Stumpfl)

Взрыв красок с новым источником света

Все мы знакомы с историей начала XIX века. То было время великих изобретений и открытий, время исследования далёких экзотических земель. Тогда же появилась технология, которая — к вящему восхищению публики — позволила проецировать изображения всех этих чудес в куда лучшем качестве и для куда большей аудитории.

Д-р Шойхер подробнее рассказал нам о новом этапе в эволюции «волшебного фонаря»: «В средние века в проекционный аппарат ставилась масляная лампада, но когда появились кислородно-водородные лампы, они стали настоящей сенсацией. Кислород и водород вступают в химическую реакцию с выделением огромного количества тепла. Жар накаляет негашёную известь, которая в результате начинает светиться очень красивым и ярким белым. Этот «известковый», или друммондов, свет, давал яркость примерно 6000–8000 люмен, что ярче, чем стандартная фара автомобиля. Представьте себе, насколько это поражало людей того времени, которые не видели ничего ярче масляной лампы!»

«С САМОГО НАЧАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ СИЛЬНЫЕ МИРА СЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ МОЩНЫЙ ЭФФЕКТ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ЭКРАНЕ, ЧТОБЫ ШОКИРОВАТЬ ЛЮДЕЙ И ВЛИЯТЬ НА ИХ УМЫ»

Самые красивые и удивительные виды со всего мира вручную переносили на стеклянные слайды — скрупулёзно, с колоссальным вниманием к деталям. Друммондов свет позволял максимально чётко проецировать эти изображения на огромные экраны. Так широкая публика узнавала о главных событиях своего времени: новостях, открытиях и катастрофах (например, об извержениях вулкана). Залы были заполнены до отказа: люди желали увидеть мир за пределами своих городков и деревень.

К началу промышленной революции викторианской эпохи популярность проекционных сеансов достигла пика, и тысячи людей регулярно приходили в лондонский Альберт-холл ради этого зрелища. «Многие считают, что статус "волшебного фонаря" никогда не поднимался выше детской игрушки. Но это совсем не так. Этот аппарат был мощнейшим инструментом управления умами; для массовых показов использовались сложные устройства с тремя линзами, механизмом постепенной смены изображений и друммондовым светом. В нашем музее есть такие аппараты — из Англии, Америки и России. «Волшебный фонарь» в XIX веке заменял кинопроектор.

Друммондов свет (по-английски limelight) продолжали использовать для освещения театров, поэтому его еще называют «огнями рампы». До сих пор в английском языке популярна идиома in the limelight — так говорят про человека, который оказался в центре внимания. Это лишь часть наследия «волшебного фонаря».

Слайды для «волшебного фонаря» рисовали вручную, очень скрупулезно и с колоссальным вниманием к деталям.  (© AV Stumpfl)
Слайды для «волшебного фонаря» рисовали вручную, очень скрупулезно и с колоссальным вниманием к деталям. (© AV Stumpfl)

Сами слайды с тех пор стали желанным трофеем для коллекционеров. Доктор Шойхер рассказывает про первые слайды: «Они очень, очень искусно нарисованы, их палитра поражает. Каждая пластина — произведение искусства. В нашем музее вы можете ознакомиться с их образцами. Они небольшого размера, всего 8 х 8 см, но, несмотря на солидный столетний возраст, цвета по-прежнему очень чёткие, и при проекции на стену видна каждая мелочь. Художники действительно очень постарались.

Кстати, когда вы просматриваете изображения на смартфоне в режиме показа слайдов, вспомните, что слово "слайд" тоже появилось благодаря "волшебному фонарю". У него была скользящая деревянная рама — "слайдер" по-английски — с помощью которой рисунки вставлялись в оптическую систему. Так и появилось хорошо знакомое нам слово.

В некотором смысле "волшебные фонари" живы до сих пор».

Музей AV Stumpfl проводит групповые экскурсии в часы работы. Здесь вы можете ознакомиться с уникальной коллекцией Райнхольда Штумпфля и просмотреть три фильма, посвященных эволюции технологии широкого вещания — в том числе «волшебному фонарю».

Автор: Мэри-Энн Леонард (Marie-Anne Leonard)