Найти в Дзене
КиноНытик

Киноматрешка: в чем скрытый смысл фильма «Враг» Дени Вильнева

Джейк Джилленхол сыграл сложного персонажа в сложном фильме
Джейк Джилленхол сыграл сложного персонажа в сложном фильме

Дени Вильнев славится своими крепкими авторскими кино шедеврами: «Пленницы», «Убийца» и «Бегущий по лезвию 2049» - отнюдь не проходные фильмы, а яркие запоминающиеся картины.

«Враг», снятый режиссером в 2013 году, пожалуй, самый запутанный фильм, который можно разбирать в университетах на курсах по семейной психологии. С одной стороны – почти все, что происходит на экране – понятно. С другой – на самом деле происходит не то, что показывают.

Образ паука - ключ к разгадке фильма. Но не единственный
Образ паука - ключ к разгадке фильма. Но не единственный

Краткий сюжет: Учитель истории случайно берет в прокате диск с комедией. Дома во время просмотра он случайно замечает актера, который в точности напоминает его самого. Он начинает искать этого актера, и его жизнь переворачивается с ног на голову.

Тут есть не только несколько скрытых психологических граней, но и изрядная доля философии.

В начале фильма на экране появляется фраза: «Хаос – это порядок, который нужно расшифровать». Поэтому зрителю весь фильм придется разгадывать ребус от режиссера. Разгадываешь одну загадку – видишь еще несколько: настоящая киноматрешка от Вильнева.

На протяжении всего фильма главного героя сопровождают паучихи в разных образах. Это прообраз женщины, которая заманивает мужчину в свои сети.

За поцелуем кроется паутина в отражении
За поцелуем кроется паутина в отражении

В фильме есть две женщины: мать главного героя Адама и его беременная супруга. Паутина – это с одной стороны – многослойный сюжет, с другой – ком проблем, окутавший мужчину в фильме.

Первый паук появляется в фильме в самом начале. Здесь танцует свободная от Адама женщина, которая грозится раздавить паука – супругу Адама. Это его шанс на свободу, но по правилам жизни он не может этого допустить – он находится в паутине.

Огромная паучиха над городом – это большая, но далекая теперь от него мать Адама, которая меж тем контролирует ситуацию над ним. В фильме видно, что именно мать оказывает большое влияние на главного героя.

В финале картины супруга Адама тоже превращается в большую паучиху, но это не удивляет мужчину – супруга давно превратилась для него в надсмотрщицу, во вторую мать.

Получится у главного героя - обрести себя настоящего?
Получится у главного героя - обрести себя настоящего?

В женщинах герой видит свои страхи, страдания, проблемы, но деваться ему некуда. Женщина – является отражением врага, а самим врагом является Адам.

Тогда, кто же двойник – это та часть «свободного Адама», которая не подчинена ловушкам – он ищет не двойника, он ищет себя, не запутанного в паутине. У героя типичное расстройство личности.

«Кафка фильма» в том, что окружающие знают – все идет нормально. Если вы думаете, что в статье раскрыты все тайны фильмы – это далеко не так. Фильм стоит того, чтобы увидеть в нем совершенно другие смыслы.