Дени Вильнев славится своими крепкими авторскими кино шедеврами: «Пленницы», «Убийца» и «Бегущий по лезвию 2049» - отнюдь не проходные фильмы, а яркие запоминающиеся картины.
«Враг», снятый режиссером в 2013 году, пожалуй, самый запутанный фильм, который можно разбирать в университетах на курсах по семейной психологии. С одной стороны – почти все, что происходит на экране – понятно. С другой – на самом деле происходит не то, что показывают.
Краткий сюжет: Учитель истории случайно берет в прокате диск с комедией. Дома во время просмотра он случайно замечает актера, который в точности напоминает его самого. Он начинает искать этого актера, и его жизнь переворачивается с ног на голову.
Тут есть не только несколько скрытых психологических граней, но и изрядная доля философии.
В начале фильма на экране появляется фраза: «Хаос – это порядок, который нужно расшифровать». Поэтому зрителю весь фильм придется разгадывать ребус от режиссера. Разгадываешь одну загадку – видишь еще несколько: настоящая киноматрешка от Вильнева.
На протяжении всего фильма главного героя сопровождают паучихи в разных образах. Это прообраз женщины, которая заманивает мужчину в свои сети.
В фильме есть две женщины: мать главного героя Адама и его беременная супруга. Паутина – это с одной стороны – многослойный сюжет, с другой – ком проблем, окутавший мужчину в фильме.
Первый паук появляется в фильме в самом начале. Здесь танцует свободная от Адама женщина, которая грозится раздавить паука – супругу Адама. Это его шанс на свободу, но по правилам жизни он не может этого допустить – он находится в паутине.
Огромная паучиха над городом – это большая, но далекая теперь от него мать Адама, которая меж тем контролирует ситуацию над ним. В фильме видно, что именно мать оказывает большое влияние на главного героя.
В финале картины супруга Адама тоже превращается в большую паучиху, но это не удивляет мужчину – супруга давно превратилась для него в надсмотрщицу, во вторую мать.
В женщинах герой видит свои страхи, страдания, проблемы, но деваться ему некуда. Женщина – является отражением врага, а самим врагом является Адам.
Тогда, кто же двойник – это та часть «свободного Адама», которая не подчинена ловушкам – он ищет не двойника, он ищет себя, не запутанного в паутине. У героя типичное расстройство личности.
«Кафка фильма» в том, что окружающие знают – все идет нормально. Если вы думаете, что в статье раскрыты все тайны фильмы – это далеко не так. Фильм стоит того, чтобы увидеть в нем совершенно другие смыслы.