Знаете ли вы, какие существуют направления для роста вашего дела? Не технологии определенные, а в общем и целом.
Из статьи вы узнаете о фундаментальных направлениях развития бизнеса и их особенностях. Опишем их широкими мазками. Кто видит картину с высоты - тот видит больше и дальше, а поэтому заметит и больше возможностей!
100%, вы слышали о "масштабировании". Оно у всех на слуху, все мечтают побыстрее и побольше масштабироваться. Но это не единственный способ развивать ваше дело, и не всегда лучший! Всего их 4, и вот какие:
- Масштабирование - суть в том, чтобы увеличиваться в масштабе, как понятно из названия. Метафорически - мы есть мы, те же почки, те же легкие, ничего не меняется, просто увеличивается масса или возникает клон. Мы открыли одно кафе, потом другое потом третье. Стоял у нас один рекламный баннер, поставили еще пару таких же. Был один специалист по продажам, нанимаем еще одного - они работают по одной технологии - звонков, "лидов", клиентов становится в 2 раза больше.
- Совершенствование - в этом случае, мы в размерах не растём, а начинаем работать эффективнее - "Быстрее, Выше, Сильнее". В примере с кафе - оптимизируем цены, снижаем издержки, например, работаем над эффективностью рекламы, повышаем выработку путем обучения персонала и оптимизации работы кухни. Отсекаем лишнее и затратное и концентрируемся на том что приносит больший "выхлоп".
- Инновационный путь развития - в этом случае, мы начинаем делать то, что мы ранее никогда не делали. Запускаем новые продукты, используем новые рекламные каналы, охватываем новую аудиторию. Чтобы было понятнее вот пример: всем известный Yandex, в последние годы запустил сервисы такси, доставки еды, сейчас активно разрабатывает беспилотные автомобили - это и есть инновационный путь развития.
- Приобретение - растем, за счет того, что приобретаем (как правило покупаем или вступаем в партнерство) что-либо: это могут быть кадры, это может быть клиентская база, технологии, другой бизнес. В случае приобретения мы берем что-то, у кого-то. Было его, стало наше.
Такие вот существуют 4 принципиально разных направления для развития. Какие в каждом точки приложения усилий и ограничения, что выгодно, а что не нет, зависимости от обстоятельств - рассмотрим подробнее дальше.
1. Масштабирование
- Чем проще "бизнес-модель", тем легче бизнес масштабировать.
Например, персоналу не требуется особенных знаний и навыков, такой персонал вы сможете набрать везде и его всегда хватает, продукт "понятный" и на него всегда и везде есть спрос. - "Сложные продукты" - масштабировать очень сложно.
Если вы занимаетесь инженерными решениями, нереально даже просто нанять еще специалиста в продажи, для увеличения объемов (ему просто не хватит знаний, чтобы это делать эффективно), не говоря уже о самих создателях таких услуг, инженерах. То же касается и какой-нибудь разработки мобильных приложений, консалтинга. - Масштабирование - это "захват территории".
А если территория кем-то занята, могут возникнуть проблемы. Сейчас, все легко и просто масштабируются, по той причине в что в России фактически всё бизнес пространство ещё свободно.
Легко можно найти места где еще нет конкуренции для вашей ниши. Это стоит учитывать, выбирать новые места для роста стоит там, где территория еще свободна, иначе придется всё делить, выручка и прибыль в таком магазине окажется существенно меньше, а может оказаться так, что "ваш отросток" и вовсе будет убыточным. - Чем больше масштаб, тем сложнее контролировать.
Управлять одним или двумя магазинами относительно легко, всех своих работников вы знаете лично, всё у вас на виду - всё сможете скорректировать, каждому аспекту уделить должное внимание. Но с ростом контроль ослабевает, люди начинают без надзора работать не так эффективно, а то "во вред", за этим элементарно не уследишь. - Масштабирование дорого стоит, особенно, в начале.
По сути каждый раз вам необходимо вкладывать существенные средства, для того чтобы, по сути, создать функциональную копию чего-либо.
2. Совершенствование (улучшение)
- Потенциал улучшения поистине безграничен.
Улучшить можно фактически всё что, где угодно и когда угодно. Эффективность русского бизнеса, подчас, на столько мала, что едва ли улучшая процессы вам придётся "выжимать последние остатки из процесса". - Это направление всегда является самым недорогим.
Всегда есть возможность найти решения, которые принесут высокий относительно затрат экономический эффект. На любом этапе развития вашей компании. Если у вас маленькое дело, достаточно взглянуть на практику других или свою, сесть поразмыслить и что-то изменить в процессе - доделать документы, лучше оформить точки контакта с клиентом (телефонный разговор, КП, рекламный текст), договориться с поставщиками о скидках (или найти других поставщиков), провести анализ - и сконцентрироваться на "денежных" направлениях (а невыгодные убрать) и так далее.
Если у вас большой бизнес, для вас открываются новые улучшения, приносящие, возможно, всего лишь 0,04% прироста, но ощутимые в объеме. - То, что можно улучшить - элементарно выявить.
Сейчас нет никаких проблем с доступом к этим знаниям, проводите эксперименты: поучаствуйте самостоятельно в каком-то процессе, читайте бизнес издания, спросите что улучшить у ваших работников, изучайте конкурентов, исследуйте клиентский опыт, обратитесь к обладающим знаниям людям - например консультантам. Для многих улучшений вам всегда хватит ваших собственных ресурсов. - Улучшение делает вас более устойчивым и конкурентным.
Снижая затраты и выжимая больше из процесса - вы становитесь более устойчивы к различным потрясениям. Видя "четкую работу" вашего бизнес-механизма, многие потенциальные клиенты, которые ранее "проходили мимо" - теперь будут обращаться к вам, а вы даже могли и не подозревать об их существовании. Также к вам повернуться и те, кто сейчас покупает у других - собственно, это и есть - конкурентоспособность, ну вы понимаете. - Огромный эффект синергии.
Если не останавливаться на улучшении одного двух показателей, а делать это регулярно и во-многих аспектах - то в результате случается некая "магия", называемая "сложный процент".
С каждым маленьким улучшением, увеличивается и ваша база, и если сначала этот эффект не вполне заметен... То "выиграв" тут и там по 2 процента, внедрив относительно дешевые решения вы получите колоссальный прирост.
Произведете 20 улучшений по 2% получите прирост в 48%, внедрите 40 таких улучшений получите прирост уже в 120%
3. Инновационный путь
- Инновационное развитие дает шанс получить высокую прибыль, но и риск тоже велик.
В списке 10 самых дорогих компаний мира - все, кроме трёх, связаны с инновациями напрямую - они создали, либо инновационные продукты (Alphabet (Google), Microsoft, Facebook, Apple) либо инновационные модели бизнеса (Alibaba, Amazon), либо инвестируют в инновации (Tencent). Очень самый наглядный пример!
Если удастся создать что-то инновационное - это прямой выход на совершенно иной уровень, рынок на котором как правило единоличный продавец, можно "снимать" сливки с рынка.
Однако, чтобы надо понимать, что на инновационном пути также легко достичь, в первую очередь, провала, потерпеть издержки. - Суть инновационного пути кроется в его неопределенности .
Это поиск решений неизведанных для вашей организации (и не только для вашей) областях с целью найти результативные решения для роста.
Надо понимать, что для вас может быть инновационным то что вы делаете в первые, однако необязательно это инновация для какого-то. - Чем выше конкуренция - тем выгоднее инновационный путь.
Высокая и серьезная конкуренция - есть явление перенасыщенности рынка, в этом случае стоит выбирать инновационные пути развития для возможности занимать новые ниши, такие, где соперничать с вами будет некому или конкуренция там слабее. - Необходима максимальная гибкость.
И гибкость ума и гибкость изменений, и гибкость организационной структуры. Нужно быстро принимать решения, и менять направление. Нужна креативность в поиске идей и принятии решений, адаптивность, особенные навыки и знания из разных (не всегда понятных заранее) областей. - Инновации рождаются на стыке разных областей знания.
Источником инновации может служить технология, клиентский опыт, оригинальная идея, комбинации на стыке различных областей. - В инновационном развитии сильна стратегия маленьких ставок.
В венчурном бизнесе (инвестиции в инновационные проекты) следующая статистика результатов - вложились в 100 проектов, только 10 из них приносят какой-то результат, и только один проект из ста "выстреливает" так, чтобы окупить и заработать прибыль, которая позволяет инвесторам заработать.
Кроме того, проекты инвестируются в несколько раундов, начиная с относительно небольших вложений на старте, заканчивая серьезными вложениями тогда, когда уже видны реальные перспективы.
Точно также бизнесу следует относиться к инновационным идеям и проектам - прорабатывать разные идеи, вкладывать небольшими деньгами в перспективные, и только получая какой-то результат - делать на идеи ставку побольше.
4. Приобретение
- Всегда нужно чётко понимать что именно вы приобретаете.
Скупать всё подряд - затея глупая. Нужно чётко понимать, что собираетесь получить: клиентскую базу, репутацию, технологии, компетенции, логистику. Смысл приобретения может заключаться, например, в протекционизме - часто крупные производители скупают патенты изобретений, являющиеся конкурентами для их продуктов, и складывают эти патенты подальше, даже не собираясь их реализовывать, защищая таким образом свои позиции. - Вступая в партнерства вы также можете что-то приобрести.
Только оплачиваете вы это какой-то своей ценностью, а не деньгами. - "Кот в мешке" - не редкость.
Как правило вы покупаете уже что-то созданное, и не факт это вам стопроцентно подойдет. Приобретая полезные свойства, к вам в довесок переходит и всё плохое. Всегда есть огромное количество подводных камней, которые могут сделать из прекрасного, на первый взгляд, приобретения что-то совершенно бесполезное и даже вредное. И изменить это, порой, гораздо сложнее, чем создать с нуля под себя. Чем сложнее вами приобретаемый актив, тем, понятное дело, там больше таких сюрпризов. Поэтому перед приобретением активы стоит очень тщательно изучать. И продумывать что с эти можно будет сделать. - Приобретение требует больших ресурсов.
Но цена всегда субъективна. Вдумайтесь вот над чем - то что для кого-то стоит "нормально" или даже "дорого" для вас может быть дешево, за счет того что у вас есть возможность поступить с этим по-другому: переделать, доработать, использовать так как продавец или другие покупатели не могут. Это и выгодные приобретения, именно такие активы и стоит рассматривать, те к которым вы можете добавить существенную добавочную стоимость за счёт собственных ресурсов и компетенций.
На чем еще хотелось бы заострить ваше внимание - идти одним путем невозможно!
Развиваться нужно комплексно, все 4 направления взаимосвязаны. Задача искусного менеджера в том и кроется, чтобы умело совмещать их. Подбирая ходы в каждом из этих направлений, реализуя лучшие возможности.
- Например, без развитых процессов в области HR невозможно будет нанимать персонал для масштабного и рассредоточенного бизнеса, обеспечивать одинаковый уровень сервиса.
- А если нет масштаба - то сложно получить средства от банков на инновационное развитие и вступать в хорошие партнерства, приобретать дорогостоящие активы.
- Также, совершенствование некоторых процессов может оказаться невыгодным без того же масштаба, вложения просто не будут окупаться, а при большой базе даже маленькая "процентная надбавка" в абсолюте даст серьезный денежный результат.
- Инновационный путь требует определенной гибкости и скорости, большие системы сложнее поддаются изменениям, но с другой стороны, без денег проводить эксперименты и вкладывать в новые направления тоже сложно.
Если статья понравилась и узнали для себя что-то новое - буду признателен лайку, комментариям, и подписке! Для вас это возможность в будущем, как минимум, не пропустить что-то полезное, а также получать такой контент, который вам действительно будет интересен (именно по лайками комментариям - я смогу понять ваши предпочтения).
Ну всё! Прощаться, до следующих выпусков, надеюсь ещё встретимся!
(с) Дмитрий Бимбас