Сегодня мы поговорим о родственных связях между языками и том, как они устанавливаются.
Все мы знаем о том, что русский язык. также как и английский, немецкий, французский и испанский, относится к индоевропейской языковой семье. Большинство языков Европы - тоже. Исключение составляют лишь баскский, у которого вообще нет реально доказанных родственных связей с другими языками, а также финский, эстонский, венгерский и саамский, которые относятся уже к уральской (финно-угорской языковой семье).
Началось все с разделения языков по группам - Жозеф Жюст Скалигер поделил известные ему европейские языки на 11 групп в зависимости от того, от какого корня в них образовывалось слово "бог". Он выделял четыре большие "матрицы": латинскую (deus), греческую (theos), славянскую (бог) и тевтонскую (gud); а также 7 малых: эпирскую (албанскую), татарскую (тюркскую), венгерскую, финскую, ирландскую, кимрскую (бриттскую) и канбарскую (баскская). Однако его взгляд на родство языков был весьма своеобразным - все эти языки он считал произошедшими от иврита, который распался на множество говоров после пресловутого Вавилонского столпотворения. Иных связей между указанными группами языков не заметил: так, напрмер, очевидно, что латинское deus и греческое theos - слова однокоренные, как и ирландское dia или валлийское duw.
Однако полноценное развитие сравнительно-исторического языкознания началось с открытия санскрита - тогда уже исследователи, в частности Уильям Джонс, обратили внимание на значительное сходство санскрита с другими индоевропейскими языками.
Со временем вырабатывались различные теории, ключевой из которых было существование некоего праязыка, от которого образовывались все остальные. Как следствие, представлять родственные связи языков стали в виде генеалогического древа - отсюда и название этой классификации.
Как, принципе, люди устанавливают родство языков? В первую очередь, по лексике - искали схожие слова, закономерные соответствия звуков одних языков звукам других языков (фонетические законы типа сатем-кентума и закона Гримма).
Важный момент - эти слова не должны быть заимствованиями. Так, например, в английском слова street, cup и dish - заимствования из латыни, которые пришли в язык вместе с римскими дорогами и посудой. Соответственно, общая лексика - это, как правило, наиболее универсальные слова, которые не меняются в зависимости от материальной культуры, так сказать. В индоевропейских языках общую лексику можно найти в следующих тематических группах:
- термины родства (мать, отец, сын, дочь, брат, сестра и может, еще что-то);
- многие числительные (1-10, 100);
- личные местоимения (я, ты, мы, вы);
- некоторые глаголы (особенно "быть", "есть", "знать");
- части тела (око, зубы, сердце);
- природа (названия растений и животных);
- сельскохозяйственные термины (например, плуг).
Вот несколько картинок, которые показывают, как эволюционировали индоевропейские слова в разных языках:
Помимо лексики, общими характеристиками индоевропейских языков является возможность скопления согласных в начале слова (типа как в русском "встреча" или в английском "strike" - далеко не все языки это допускают), а также тяготение к флективной грамматике.
Сколько же всего на земле языковых семей? Четкого ответа на этот вопрос нет, потому что разные ученые могут делить языки на группы по-разному. Так, например, иногда о тюркских языках говорят как об отдельной семье, а иногда - как об одной из групп алтайской семьи.
То же самое происходит и с финно-угорскими языками, которые иногда называют отдельной семьей, а иногда - группой уральской семьи:
Если все же попробовать взглянуть на наиболее крупные языковые семьи, то можно получить примерно следующий список:
Ну а если смотреть дальше, то есть теория, правда достаточно спорная, которая объединяет языковые семьи в макросемьи, а затем и в гиперсемьи. Так, например, индоевропейские, алтайские, уральские, картвельские, дравидийские и эскимосско-алеутские языки относят к ностратической макросемье, которая, в свою очередь, включается в борейскую гиперсемью. Вот ее состав:
- ностратическая макросемья (см. выше)
- афразийская макросемья
- сино-кавказская макросемья (баскский, северокавказская семья, сино-тибетская семья и др.)
- аустрическая макросемья (австроазиатские и австронезийские языки и др.)
- америндская макросемья (языки американских индейцев)
Кроме борейской гиперсемьи выделяют также нигеро-сахарскую, австралийскую, индо-тихоокеанскую и койсанскую гиперсемьи.
На самом деле эту теорию изрядно критикуют, особенно на западе. Дело в том, что даже существование некоего единого индоевропейского языка - вещь довольно сомнительная. То, что восстанавливают некоторые лингвисты - это такой ментальный конструкт, некая идеализация того, каким этот язык мог бы быть, если бы он существовал. Однако реальных подтверждений его существования мы едва ли найдем - быть может, всегда была лишь группа более или менее близких друг другу диалектов, которые взаимодействовали друг с другом и другими, совсем неродственными языками, и в итоге получались те языки, которые свидетельства существования которых (надписи, тексты и пр.) сохранились. И если такая ситуация существует уже на уровне языковых семей, то что там говорить о макро- и, тем более, гиперсемьях? Слишком уж вилами по воде писаны все аргументы, слишком уж искусственно выглядит модель генеалогического древа.
В общем, с генеалогией в языкознании дела обстоят примерно вот так. Надеюсь, было интересно - не забывайте про лайки и подписки!