Общеизвестно, что осень это пора обострений многих хронических заболеваний. Наших уважаемых власть имущих эта проблема также не обходит стороной.
Опять и опять по стране катится волна повышений оплаты за проезд на муниципальном транспорте. Судите сами: Калужская область, Воронежская область, Ростовская область, Дальний Восток и так далее и тому подобное. Стандартная формулировка-обоснование повышения оплаты за проезд - это "давно не повышали", "цены на топливо выросли на 15-20%", "ездим в убыток" и все примерно в таком же роде.
А скажите теперь мне, уважаемые читатели, насколько полезно вам такое осеннее обострение болезни повышения расценок на жизненно необходимые услуги? Жить легче кому-то станет? Ну точно же нет!
Чиновники в последнее время вообще идут по пути наименьшего сопротивления - все расходы перекладывают на население. Далеко за примерами ходить не надо - повышение пенсионного возраста, повышение НДС, повышение ОСАГО, повышение тарифов на услуги ЖКХ и еще много чего. И везде - повышение. А где брать-то, если доходы не растут который год подряд?
Практически во всем цивилизованном мире общественный транспорт является убыточным (см. рис.)
Только в Азии с ее уникальной плотностью населения, высоким уровнем доходов, жесточайшей регулировкой автомобилизации населения и очень активным заработком на непрофильных активах (в Гонконге, к примеру, многие станции метро изначально строились как торговые центры) операторы общественного транспорта выходят в плюс без посторонней помощи. В остальном мире общественный транспорт себя не окупает.
Неужели кто-то может подумать, что господа капиталисты будут работать себе в убыток? Конечно же нет. Там существуют дотации - от государства и от местных властей. Никто не удосуживается брать и повышать стоимость оплаты проезда.
Мы в этом вопросе ни в чем не отличаемся от остального мира: наш общественный транспорт также убыточен в своей массе.
(Хотя, конечно, возникает вопрос о том, почему маршрутички годами работают на маршрутах, если оно им в убыток? Но тут можно вспомнить и наличный расчет с отсутствием контроля числа проданных билетов, и черную зарплату водителей - и, как следствие, экономию на налогах, расходах на ТО и медобслуживании и прочее. Но все это - на их совести.)
Но наши чиновники упорно идут путем покрытия дефицита из карманов не государства, а пассажиров!
А почему бы на это не тратить, к примеру, часть транспортного налога, как в Европе?
Судите сами - развитие городской дорожной инфраструктуры, включая и доступность общественного транспорта ведет невозможно без масштабных инвестиций со стороны именно государства, как гаранта спокойствия и безопасности населения. Это государство и местные власти в частности заинтересованы в уменьшении числа пробок, автомобилей, выхлопов и прочего, в возможности для граждан добраться из точки А в точку Б (на работу, в больницу, в детский сад, в школу, в магазин) быстрейшим и как можно менее затратным способом.
Можно только позавидовать отдельным странам, где уже есть бесплатный или условно-бесплатный проезд на нормальном, комфортном, современном и безопасном общественном транспорте.
А пока все упорно идет к тому, что будем ходить пешком. Может - здоровее будем и ближе к природе.
С моим искренним ко всем уважением,
Ваш Обычный Программист.