Владимир Янкилевский — один из родоначальников московского концептуализма. Художник скончался в 2018 году, немного не дожив до своего 80-летия. Открывшаяся в Мультимедиа Арт музее выставка «Героический монумент» — своего рода реконструкция одноименной экспозиции Янкилевского 1994 года в Париже. Рассказываем, что нужно знать о художнике, которого обругал Хрущев и который придумал «экзистенциальные ящики».
— Владимир Янкилевский никак не вписывался в рамки советского официального искусства.
Но и в границы искусства нонконформистского он тоже не умещался. Через свое творчество Янкилевский искал способ не просто передать отношение к окружавшей его действительности, но осмыслял человеческое бытие и переводил его на язык знаков и символов. И с этой точки зрения он оказался гораздо ближе к эпохе Возрождения с ее идеями соразмерности человека и универсума, чем можно предположить (в «Триптихе № 2» художник монтирует в работу открытки-репродукции его любимого художника эпохи Кватроченто Пьеро делла Франчески). Стоит обратить внимание и на названия работ Янкилевского: в 1964-м он создал триптих, посвященных Шостаковичу, и подписал его «Существо во Вселенной».
— Особых лишений при советской власти Владимир Янкилевский не испытывал.
Хотя предпосылки к этому были. Первая — еврейские корни художника. Да еще какие. В конце 1980-х, прилетев в Нью-Йорк на свою ретроспективу, Янкилевский узнал, что их семейное древо началось с рабби Исраэля — мученика из Ружина, погибшего в 1659 году. Сам Янкилевский вспоминал:
«Начиная с детства, как я себя помню, свою принадлежность к еврейству я ощущал только в кругу семьи. Несмотря на то что мой дед ребе Волосов был кантором Московской синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке, только бабушка после смерти деда в 1937 году, будучи очень религиозной, соблюдала все законы, молилась и ела только кошерное. Дети же, включая мою маму, и другие оставшиеся в живых после войны и жившие со своими семьями в одной поделенной фанерными перегородками на клетушки по количеству семей квартире уже адаптировались к советской реальности и работали инженерами, конструкторами, служащими, а их дети учились в школах и институтах».
— Поставить крест на художественной карьере Янкилевского мог и 1962 год.
Вернее, скандально известная выставка в Манеже «30 лет МОСХ». На ней 24-летний Янкилевский представил несколько работ, в том числе 6-метровый пентаптих «Атомная станция». Над ним и остальными своими произведениями художник работал в 15-метровой комнате, где помещались стол и две кровати — его с женой и дочки. «Когда я делал «Атомную станцию», только одна часть помещалась на стенке. Остальные части приходилось держать в голове, чтобы представлять целиком», — вспоминал Янкилевский. Правда, Никита Хрущев таких трудов не оценил. Генсек назвал работу «мазней» и ехидно добавил — «Дырка!». Тогда это было просто черное пятно на живописной плоскости, но вскоре в работах Янкилевского появились настоящие разрывы картинной плоскости, за которыми открывались виды на новые пространства.
— В 1970-х художник приступил к работе над созданием так называемых «экзистенциальных ящиков» — пространств существования человека.
Янкилевский придумывает ряд объектов, в которые включает муляжи персонажей. Важной для художника стал и образ двери. В 1972 году он даже создал одноименный триптих. «Я хотел найти форму, которая отражала бы момент проживания человеком одновременно трех состояний — прошлого, настоящего, будущего. Это воспоминания, актуальность и мечта. И я пришел к этой форме, не литературной, а пластической. ...Стоя перед дверью, существующей только сейчас, с этими звонками и почтовыми ящиками, мы не знаем, что за ней. Открывая, видим персонажа, который вроде бы реален, в пальто и с авоськой. Но он приклеен ко второй двери, открыв которую, мы попадаем в другое пространство — и видим его силуэт — и прорыв», – рассказывал Янкилевский.
— В 1990 году Владимир Янкилевский покинул СССР.
Сначала жил в Нью-Йорке, а после перебрался в Париж.
«Я приехал на Запад не молодым человеком, начинающим карьеру, а в возрасте 50 лет, когда весь круг друзей, вся художественная среда, в которой ты вырос и сформировался, осталась в Москве. И действительно, какое-то время, несмотря на большие выставки в Нью-Йорке, в Германии и в Париже, я не был интегрирован в местную ситуацию и чувствовал себя «чужим». Не нашлось кураторов, которые заинтересовались бы концепцией моих триптихов, так как они не вписывались в мейнстрим актуального искусства».
— «Пусть судит нас история, а покамест нас история выдвинула, поэтому мы будем творить то, что полезно для нашего народа и для развития искусства», — заявил в 1962 году на выставке в Манеже Никита Хрущев.
История действительно рассудила. Владимир Янкилевский скончался в январе 2018 года, немного не дожив до своего 80-летия. При жизни у художника состоялось более 40 персональных выставок. И они продолжают проходить и после его смерти. Работы Янкилевского находятся в собраниях Tate Modern, Дрезденской и Третьяковской галерей. И не случайно Владимир Янкилевский был первым советским художником, чьи работы в коллекцию закупил в 1977-м Центр Помпиду — в первый же год своей работы.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.