Найти тему
Artfragment

Советское/не советское искусство Владимира Янкилевского

Владимир Янкилевский — один из родоначальников московского концептуализма. Художник скончался в 2018 году, немного не дожив до своего 80-летия. Открывшаяся в Мультимедиа Арт музее выставка «Героический монумент» — своего рода реконструкция одноименной экспозиции Янкилевского 1994 года в Париже. Рассказываем, что нужно знать о художнике, которого обругал Хрущев и который придумал «экзистенциальные ящики».

— Владимир Янкилевский никак не вписывался в рамки советского официального искусства.

Но и в границы искусства нонконформистского он тоже не умещался. Через свое творчество Янкилевский искал способ не просто передать отношение к окружавшей его действительности, но осмыслял человеческое бытие и переводил его на язык знаков и символов. И с этой точки зрения он оказался гораздо ближе к эпохе Возрождения с ее идеями соразмерности человека и универсума, чем можно предположить (в «Триптихе № 2» художник монтирует в работу открытки-репродукции его любимого художника эпохи Кватроченто Пьеро делла Франчески). Стоит обратить внимание и на названия работ Янкилевского: в 1964-м он создал триптих, посвященных Шостаковичу, и подписал его «Существо во Вселенной». 

Владимир Янкилевский, «Существо во Вселенной», 1964.
Владимир Янкилевский, «Существо во Вселенной», 1964.

— Особых лишений при советской власти Владимир Янкилевский не испытывал.

Хотя предпосылки к этому были. Первая — еврейские корни художника. Да еще какие. В конце 1980-х, прилетев в Нью-Йорк на свою ретроспективу, Янкилевский узнал, что их семейное древо началось с рабби Исраэля — мученика из Ружина, погибшего в 1659 году. Сам Янкилевский вспоминал:

«Начиная с детства, как я себя помню, свою принадлежность к еврейству я ощущал только в кругу семьи. Несмотря на то что мой дед ребе Волосов был кантором Московской синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке, только бабушка после смерти деда в 1937 году, будучи очень религиозной, соблюдала все законы, молилась и ела только кошерное. Дети же, включая мою маму, и другие оставшиеся в живых после войны и жившие со своими семьями в одной поделенной фанерными перегородками на клетушки по количеству семей квартире уже адаптировались к советской реальности и работали инженерами, конструкторами, служащими, а их дети учились в школах и институтах». 

Владимир Янкилевский, «Автопортрет», 1999.
Владимир Янкилевский, «Автопортрет», 1999.


— Поставить крест на художественной карьере Янкилевского мог и 1962 год.

Вернее, скандально известная выставка в Манеже «30 лет МОСХ». На ней 24-летний Янкилевский представил несколько работ, в том числе 6-метровый пентаптих «Атомная станция». Над ним и остальными своими произведениями художник работал в 15-метровой комнате, где помещались стол и две кровати — его с женой и дочки. «Когда я делал «Атомную станцию», только одна часть помещалась на стенке. Остальные части приходилось держать в голове, чтобы представлять целиком», — вспоминал Янкилевский. Правда, Никита Хрущев таких трудов не оценил. Генсек назвал работу «мазней» и ехидно добавил — «Дырка!». Тогда это было просто черное пятно на живописной плоскости, но вскоре в работах Янкилевского появились настоящие разрывы картинной плоскости, за которыми открывались виды на новые пространства.

Владимир Янкилевский, «Атомная станция», 1962.
Владимир Янкилевский, «Атомная станция», 1962.
Владимир Янкилевский, «Бытие и вечность», 1997.
Владимир Янкилевский, «Бытие и вечность», 1997.

— В 1970-х художник приступил к работе над созданием так называемых «экзистенциальных ящиков» — пространств существования человека.

Янкилевский придумывает ряд объектов, в которые включает муляжи персонажей. Важной для художника стал и образ двери. В 1972 году он даже создал одноименный триптих. «Я хотел найти форму, которая отражала бы момент проживания человеком одновременно трех состояний — прошлого, настоящего, будущего. Это воспоминания, актуальность и мечта. И я пришел к этой форме, не литературной, а пластической. ...Стоя перед дверью, существующей только сейчас, с этими звонками и почтовыми ящиками, мы не знаем, что за ней. Открывая, видим персонажа, который вроде бы реален, в пальто и с авоськой. Но он приклеен ко второй двери, открыв которую, мы попадаем в другое пространство — и видим его силуэт — и прорыв», – рассказывал Янкилевский.

Владимир Янкилевский, «Дверь (Посвящается родителям моих родителей…)», 1972.
Владимир Янкилевский, «Дверь (Посвящается родителям моих родителей…)», 1972.

— В 1990 году Владимир Янкилевский покинул СССР.

Сначала жил в Нью-Йорке, а после перебрался в Париж.

«Я приехал на Запад не молодым человеком, начинающим карьеру, а в возрасте 50 лет, когда весь круг друзей, вся художественная среда, в которой ты вырос и сформировался, осталась в Москве. И действительно, какое-то время, несмотря на большие выставки в Нью-Йорке, в Германии и в Париже, я не был интегрирован в местную ситуацию и чувствовал себя «чужим». Не нашлось кураторов, которые заинтересовались бы концепцией моих триптихов, так как они не вписывались в мейнстрим актуального искусства».

Владимир Янкилевский, «Триптих №14: Автопортрет (Памяти отца)», 1987.
Владимир Янкилевский, «Триптих №14: Автопортрет (Памяти отца)», 1987.

— «Пусть судит нас история, а покамест нас история выдвинула, поэтому мы будем творить то, что полезно для нашего народа и для развития искусства», — заявил в 1962 году на выставке в Манеже Никита Хрущев.

История действительно рассудила. Владимир Янкилевский скончался в январе 2018 года, немного не дожив до своего 80-летия. При жизни у художника состоялось более 40 персональных выставок. И они продолжают проходить и после его смерти. Работы Янкилевского находятся в собраниях Tate Modern, Дрезденской и Третьяковской галерей. И не случайно Владимир Янкилевский был первым советским художником, чьи работы в коллекцию закупил в 1977-м Центр Помпиду — в первый же год своей работы.

Владимир Янкилевский, «Триптих №30: Адам и Ева, VI. Изгнание из рая», вторая панель, 2010.
Владимир Янкилевский, «Триптих №30: Адам и Ева, VI. Изгнание из рая», вторая панель, 2010.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.