До 4 декабря никто из нас не узнает, на какие темы предстоит порассуждать одиннадцатиклассникам на итоговом сочинении. Пока мы можем только предполагать, фантазировать и искать цитаты великих в рамках того или иного направления. Начнём, пожалуй, с "Надежды и отчаяния".
Темы в виде цитат:
- "Пока человек жив, он должен надеяться" (Сенека Младший)
- Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
- Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
- Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
- Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
- Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
Темы в виде вопросов:
- Что помогает человеку справиться с отчаянием?
- Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
- К чему может привести отчаяние?
- Каковы причины отчаяния?
- Как вселить надежду в человека?
- Что такое пустые надежды?
Я думаю, темы сочинений будут сформулированы примерно так, хотя надо быть готовым к любым сюрпризам. Теперь попробуем вспомнить литературные произведения, с помощью которых можно ответить на поставленные вопросы. Хорошо, если вы уже одолели объёмные и "многоаргументийные"произведения вроде "Войны и мира", "Мастера и Маргариты" или "Двух капитанов". А если нет? Тогда можно быстро прочитать несколько коротких произведений, герои которых проявляют активную жизненную позицию или, наоборот, отчаиваются и сдаются на волю обстоятельств.
Вспомним Пушкина, для которого ссылка в Михайловское была тяжёлым жизненным испытанием: материальные затруднения, разлука с друзьями, отсутствие духовного общения могли превратить жизнь поэта в нравственную пытку. Но, по словам литературоведа Ю.М. Лотмана, поэт "обладает активным, одухотворяющим окружающую жизнь гением: он не подчинялся окружающему, а преобразил его".
Именно в Михайловском Пушкин пишет стихотворение, где всего в двух строфах формулирует жизнеутверждающий принцип: он призывает легче относиться к неудачам и неизбежным обманам и надеяться, что за чёрной жизненной полосой обязательно наступит белая.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Спустя два года Пушкин пишет знаменитое "Послание в Сибирь", где призывает друзей-декабристов не отчаиваться и верить в торжество справедливости.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Если вы во время написания сочинения вспомните эти стихи, вам будет на что сослаться в своём рассуждении.
В качестве ещё одного простого литературного примера можно вспомнить сказку о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной. Одна из них сразу отчаялась и утонула, а другая не сдавалась до последнего и в итоге выбралась из кувшина, когда из-за её настойчивого барахтанья жидкая сметана превратилась в густое масло.
Давайте брать пример с этой лягушки: не отчаивайтесь, если что-то не получается, работайте, читайте, пробуйте писать сочинения на разные темы, и у вас всё получится.
Сегодня мы разобрали совсем коротенькие произведения, которые будут подспорьем в работе по направлению "Надежда и отчаяние". О более объёмных поговорим в следующий раз.
Материалы для подготовки к различным направлениям вы можете найти в статьях:
Готовимся к итоговому сочинению: направление "Надежда и отчаяние" (часть 2)
Готовимся к итоговому сочинению: направление "Надежда и отчаяние" (часть 3)
"Он и она" - не самое простое направление
"Он и она" - не самое простое направление (часть 2)
Готовимся к итоговому сочинению: направление "Добро и зло"