В прошлом учебном году одиннадцатиклассникам уже предлагалось похожее направление - "Доброта и жестокость". Можно предположить, что к этому декабрю никто не станет изобретать велосипед, и школьникам будут предложены старые темы:
- Какие качества помогают человеку совершать добрые поступки?
- Может ли добро причинять вред тому, кто его проявляет?
- Согласны ли вы с высказыванием: "Неограниченная власть над людьми располагает к жестокости"?
- Доброта - это проявление силы или слабости?
- Как противостоять злу?
- Согласны ли вы с мнением Г.Гейне, что "доброта лучше красоты"?
- Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
- Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
Список можно продолжить, но общее русло, внутри которого необходимо порассуждать, думаю, понятно.
На большинство вопросов в рамках этого направления можно без труда аргументированно ответить, если вы знакомы с рассказом Андрея Платонова
"Юшка"
Андрей Платонов знакомит читателей с главным героем, с одной стороны, слабым, болезненным, жалким и невзрачным:
Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.
А с другой стороны - добрым, терпеливым, чутким и бескорыстным. Он безропотно сносит насмешки, издевательства и побои от жителей городка, в котором живёт и работает помощником кузнеца. Он даже пытается найти оправдание жестоким поступкам окружающих:
Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.
А сам Юшка умеет любить, дарить добро и заботу тем, кто в этом нуждается. Он отказывает себе в самом необходимом (долгие годы ходит в одной и той же старой одежде, не покупает себе чай и сахар), чтобы дать образование девочке-сироте. Ежегодно летом Юшка на месяц уходил из кузницы и шёл пешком в Москву, чтобы навестить ребёнка и отдать все заработанные за год деньги. Юшка был добр не только к людям, но и ко всему живому. Вот как всего в одном абзаце Андрей Платонов описывает единение человека и природы:
В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах... Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
Несколько лет спустя Юшка умирает, после того как "весёлый прохожий" ударил его в грудь. Но любовь и добро, которые он нёс, продолжают жить в девочке-сироте, окончившей университет и ставшей врачом. Рассказывая историю о Юшке, Андрей Платонов напоминает нам о том, что в жизни необходимо добро, сочувствие и сострадание, что мир держится на таких людях, как главный герой и девушка-врач.
При подготовке к направлению "Добро и зло" можно использовать и тексты, о которых мы уже говорили в связи с направлением "Надежда и отчаяние": "Чудесный доктор" А.Куприна и "Последний лист" О.Генри.
В рассказе Куприна профессор Пирогов проявляет сочувствие к семье Мерцаловых, оказывает им финансовую и медицинскую помощь, при этом отказываясь назвать своё имя (истинная доброта всегда бескорыстна). А в новелле О.Генри художник Берман в дождливую ветреную ночь, рискуя своим здоровьем, пишет на стене дома лист осеннего плюща, чтобы спасти жизнь молоденькой соседке, заболевшей пневмонией. Подробнее об этих произведениях можно прочитать здесь.
С материалами для подготовки к направлению "Он и она" можно ознакомиться здесь и здесь.
Если вам близка тема подготовки к итоговому сочинению, возможно, вас заинтересуют статьи:
4 простых способа победить "боязнь белого листа" и быстро начать писать сочинение
Готовимся к итоговому сочинению (направление "Надежда и отчаяние")
Готовимся к итоговому сочинению: направление "Надежда и отчаяние" (часть 3)