Найти в Дзене
Dmitry Zima

Самые красивые локомотивы СССР

Андрей Николаевич Туполев как-то сказал:

«Хорошо летать могут только красивые самолеты»

Считаю, что то же самое можно отнести и к локомотивам, только немного под другим углом. Когда машину научили хорошо ездить, то далее стоит подумать и о внешней привлекательности.

Пассажирский тепловоз с гидравлическим приводом ТГП50-002
Пассажирский тепловоз с гидравлическим приводом ТГП50-002

Если в конце 40-х — начале 50-х годов в отечественном локомотивостроении был период освоения технологий заимствованных с американских образцов, где и внешний вид, зачастую, копировался, то уже на рубеже 50-60-х годов и далее можно увидеть появление своего стиля у советских локомотивов. Более того, у каждого локомотивостроительного завода была своя неповторимая "дизайнерская школа", если говорить современным языком.

В 30-40-е годы по всему миру в архитектуре, технике и дизайне был пик популярности стиля Streamline Moderne, который и в 50-е годы не сдавал свои позиции. Его главной чертой было — как можно меньше острых углов и больше плавных аэродинамических обводов, использование всевозможных декоративных элементов и, часто, хромированных молдингов. Поэтому вполне логично влияние этого стиля и на советских послевоенных дизайнеров. Хотя и в довоенной истории есть пример постройки нескольких паровозов в таком стиле.

Паровоз 2-3-2В 1938 год
Паровоз 2-3-2В 1938 год
Паровоз 2-3-2К 1938 год
Паровоз 2-3-2К 1938 год

Вернемся теперь к послевоенному периоду. В стране было несколько крупных локомотивостроительных заводов: Харьковский, Коломенский, Луганский (Ворошиловоградский), Брянский. Новочеркасский.

И, несмотря на то, что паровозная клонилась к закату, после войны предпринимались попытки сделать паровоз более совершенным. Эти попытки явили на свет опытный образец под обозначением ОР23 Ворошиловоградского завода

И конечно же знаменитый П36 по прозвищу "Генерал", Коломенского завода.

★ ★ ★

На Харьковском заводе транспортного машиностроения был создан первый в нашей стране серийный двухсекционный магистральный тепловоз ТЭ2, который строился в 1948—1955 гг.

Тепловоз ТЭ2-414   Источник фото: cheslav-kara.livejournal.com
Тепловоз ТЭ2-414 Источник фото: cheslav-kara.livejournal.com

Внешний вид с небольшими изменениями перешел по наследству на следующую разработку ХТЗМ — тепловоз ТЭ3, который строился в 1953—1973 гг. В 1966 году завод был передан Министерству оборонной промышленности СССР и производство тепловозов перенесли в Луганск.

Тепловоз ТЭ3-5980    Источник фото: www.trainpix.org
Тепловоз ТЭ3-5980 Источник фото: www.trainpix.org

Последней разработкой ХТЗМ были локомотивы серии ТЭ10, наработки по которой также были отданы в Луганск.

На Луганском тепловозостроительном заводе, помимо технической части, попытались повторить и внешний вид тепловоза. Новый локомотив получил обозначение 2ТЭ10Л, а его пассажирская версия ТЭП10Л. Тепловозы выпускались с 1961 по 1977 год.

Наверное сильнее всего дизайнеры вкладывали душу в экспериментальные машины. На Луганском заводе было несколько примечательных, внешне необычных локомотивов.

В 1956 г. Луганский тепловозостроительный завод разработал технический проект двухсекционного газотурбовоза ГТ101. Одну опытную секцию построили в 1960 году. На мой взгляд — это один из самых красивых советских локомотивов.

В 1961 году был построен опытный тепловоз с гидравлической передачей ТГ105.

Тепловоз ТГ105-001
Тепловоз ТГ105-001

Полученный опыт был перенесен на другой тепловоз Луганского завода — ТГ106. В период с 1961 по 1963 год было построено 3 секции.

Тепловоз ТГ106-002
Тепловоз ТГ106-002

Следующий тепловоз, ТГ102, выпускался тремя заводами, но разработан был в Луганске. И именно внешний вид луганского варианта считаю самым удачным.

Тепловоз ТГ102
Тепловоз ТГ102

Коломенский тепловозостроительный завод тоже не отставал, из его цехов выходили не менее красивые локомотивы. Свой газотурбовоз он выпустил тоже в 1961 году, но раньше, чем луганский. Именно Г1 стал первым отечественным газотурбинным локомотивом.

Газотурбовоз Г1
Газотурбовоз Г1

Вторым газотурбовозом Коломенского завода был ГП1, построенный в 1964 году

Этот локомотив был построен на базе пассажирского тепловоза ТЭП60, который производился с 1960 года.

Венцом дизайнерской мысли коломенских художников стал, на мой взгляд, опытный грузовой тепловоз ТЭ50, он был построен в 1957 году, но проиграл в конкурентной борьбе тепловозу ТЭ10

Грузовой тепловоз ТЭ50   Источник фото:  railinform.net
Грузовой тепловоз ТЭ50 Источник фото: railinform.net

Ну а что с электровозами, были ли среди них достойные экземпляры? Тут конечно нет такого разнообразия форм, но что-то показать можно.

Главным электровозостроительным заводом был НЭВЗ — Новочеркасский электровозостроительный завод. В 1956 году на нём был построен первый электровоз серии ВЛ23

Электровоз ВЛ23-001    Источник фото: www.trainpix.org
Электровоз ВЛ23-001 Источник фото: www.trainpix.org

Ну и в завершении темы можно добавить еще несколько образцов отечественного тяжелого машиностроения. И хоть их нельзя назвать локомотивами, так как относятся они к моторвагонному подвижному составу, но в плане дизайна эти поезда не менее интересны.

В 1954 году на Рижском вагоностроительном заводе построили трехвагонную электросекцию серии СН.

Моторвагонная электросекция СН
Моторвагонная электросекция СН

А в 1957 году — первый электропоезд постоянного тока ЭР1

В 1963 году из цеха РВЗ вышел первый отечественный дизель-поезд ДР1

Дизель-поезд ДР1
Дизель-поезд ДР1

Но у всего есть финал. Пришли 70-е годы и эпоха плавных линий подошла к концу. Наступило время угловатых, рубленых форм. Нельзя сказать, что далее не было локомотивов, которые можно было бы назвать красивыми. Просто плавные обтекаемые формы создают ощущение скорости и полёта, а форма кирпича, к сожалению, таких чувств не вызывает.

А какой еще, на ваш взгляд, локомотив можно добавить к уже упомянутым? Вполне возможно, что-то я мог упустить.

#РЕТРО #ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА #СССР #ТЕПЛОВОЗ #ПОЕЗДА #ТЕХНИКА

Понравилась статья? Поддержите лайком или подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.

Читайте также:

Китайские братья тепловоза ТЭ3
Dmitry Zima17 сентября 2019
Американское сердце советских тепловозов (часть I)
Dmitry Zima17 сентября 2019
"Марья Сергеевна Гагарина, 1962 г.р." О тепловозе М62
Dmitry Zima30 сентября 2019
Проект "Пустельга" История британского тепловоза HS4000, и как сложилась его судьба в СССР
Dmitry Zima22 сентября 2019
История европейских автосцепок схемы «Виллисон - СА-3»
Dmitry Zima25 сентября 2019