Всем привет, я рад вас приветствовать на нашем канале. Сегодня у нас тема о здании Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге, а именно об Санкт-Петербургском государственном университете - одном из главных и старейших образовательных учреждений в России.
Но я буду рассказывать не о самом учреждении как таковом, а рассмотрю исторический факультет. И все то, что происходит с этим вузом, называется просто сознательное уничтожение академического образования в России. Ну или выражаясь более торжественным, официальным языком: "Зачем вы все такие умные здесь". По поводу происходящего уже отписались: "Эхо Москвы", "Village", "Коммерсант" и много других изданий, но я поподробнее расскажу вам, что случилось и почему это важно, даже если вы к питерскому студенчеству не имеете вообще никакого отношения.
Итак, сейчас студенты-историки, оказавшись наиболее активным факультетом, открыто выступают против указа вузовской администрации номер 3773/1 от 12.04.2019 "Об установлении требований к минимальной и максимальной численности обучающихся для изучения дисциплин" и принятый без всякого участия студенческих советов, преподавательского состава и так далее. Он предписывает, что элективные курсы, которые не наберут минимум 10 учащихся на них студентов, не будут существовать и если вам кажется, что 10 человек - это итак мало, в чем тут вообще проблема? Поясняю, что закрываются или оказываются под угрозой закрытия целые кафедры. Студенты теряют возможность получить узко профильное образование, а преподаватели теряют, собственно, работу.
На том же историческом факультете под сокращение попало примерно 1,5 десятка преподавателей, хотя директор института истории, историк СПбГУ, Абдулла Даудов, утверждает, что "нет никаких проблем с курсами, ничего не происходит с преподавателями и никого не увольняют". И это довольно забавно, так как это напоминает мем про собачку в горящей комнате. Об этом пишут СМИ, об этом говорят сами преподаватели, об этом говорят студенты.
Мы связались с председателем студенческого совета истфака СПбГУ, которая всю эту информацию подтвердила, а у Абдуллы Даудова ничего не происходит. Тем временем, на историческом факультете одного из главных вузов страны остался 1 человек, который преподает "Древний Рим" и 4 человека на кафедре "Этнографии", а "Палеолит" на кафедре "Археологии" вообще больше никто не преподает, потому что, извините товарищи археологи, не популярен нынче полиамид.
Проблема в том, что из таких обширных научных областей просто нельзя выкидывать по кусочку, от этого рушатся целые направления в науке. Скажем, у меня есть знакомые, которые окончили в СПбГУ филологический факультет на кафедре Германистики и классической филологии, довольно узкой популярной. Так и на классической филологии 7 человек, которые там учатся - это норма. Но теперь латынь и древнегреческий могут подождать, потому что денег на них, естественно, нет, как и на остальные узконаправленные предметы.
Я уже сказал, этот приказ 3773/1 касается не истфака или филиала, он касается вообще всего вуза и поэтому, пока администрация на истфаке обсуждает, а не соединить ли им профиль "Этнографии" и "Культурологии", так как это же просто очевидно из одной сферы, по их мнению. Конечно, на физическом факультете из 17 действующих кафедр под угрозой закрытия оказалось 7, а раньше СПбГУ гордился этим и вот сейчас могут просто взять и исчезнуть просто потому, что на это не хватает денег и причинами всей этой оптимизации названы административно-хозяйственные нужды университета. Прямо как в школе, когда со всего класса собирали деньги на мелкие нужды, а здесь, конечно, масштабы совсем другие.
Видите, какая ситуация, у Санкт-Петербургского государственного университета не хватает денег на столько, что приходится пачками закрывать кафедры и увольнять преподавателей, но это правда совершенно не чувствуется (как бы), когда ты открываешь, например, налоговую декларацию с заработками ректора и ректорского состава университета, а он почему-то с 2017 года не обновлялся. Вот смотрите, ректор Николай Михайлович Кропачев, заработал 16 миллионов рублей за 2017 год.
Согласитесь, неплохо для государственного чиновника на службе народного образования. А у его супруги еще 86 миллионов рублей и огромное количество жилых площадей. Но имена членов семьи госслужащих в налоговой декларации в России разглашать почему-то не принято, так что оставим этот незначительный факт.
Ну и, конечно, задавать вопросы о том, что это за административно-хозяйственные траты, да и насколько они прозрачны, вообще не стоит, потому что прозрачность там примерно, как в Хтонических мрачных водах Невы во время урагана. Несмотря на то, что этот закон, по идее, нужно вообще согласовывать с преподавателями, со студенческим советом. Этого же всего не произошло. Он просто пришел "сверху" и поставил всех перед фактом. Теперь вот так.
Не только в Питере происходит беспредел, а по всей стране во всех вузах, а потому что в России как-то все немножко подзабыли, что университет - это сообщество студентов и их преподавателей. Они, вот этот административно-бюрократический хозяйственный спрут готовы все запретить, подмять под себя и никого при этом не спросить.
Лучше всего эту ситуацию вообще иллюстрирует диалог между председателем студенческого совета истфака из СПбГУ и женщиной из администрации вуза с невероятно длинной должностью. Он был опубликован в материале "Коммерсант". Начальник отдела правового обеспечения учебной деятельности университета Марина Ишанова сообщила, что приказ будет реализован в любом случае, связав это с "финансово-хозяйственной деятельностью". "А наукой мы будем заниматься?"- спросила в ответ глава студ. совета исторического факультета, Лия Фаррахова. На что последовал ответ Ишановой: "Наукой можно заниматься и в рамках самостоятельной работы".
Если наукой можно заниматься и в рамках самостоятельной работы, госпожа Ишанова, тогда зачем мне ваш университет? Вот, что я бы у нее спросил. А вас, друзья, пока просто попрошу не оставаться равнодушными к этой ситуации и следить за тем, что происходит потому, что студентам сейчас реально нужна информационная поддержка.
Ребята с истфака несколько лет назад в похожей по степени идентичности ситуации, отстояли свой факультет. Отвоевали они в ситуации, где историков пытались соединить с факультетом философии. И у них получилось. Будем надеяться, что и у нынешних студентов все получится. Подобная ситуация может произойти в любом вузе страны, в любом городе и это откровенное выражение наплевательства на то, что будет с российским образованием в будущем - это откровенные трэш и бардак, но такого быть не должно.
Спасибо за внимание!