Выдержка из письма К. Маркса Зигфриду Мейеру 21 января 1871 г.
Не знаю, сообщал ли я Вам, что с начала 1870 г. мне самому пришлось заняться русским языком, на котором я теперь читаю довольно бегло. Это вызвано тем, что мне прислали из Петербурга представляющее весьма значительный интерес сочинение Флеровского о «Положении рабочего класса (в особенности крестьян) в России» и что я хотел познакомиться также с экономическими (превосходными) работами Чернышевского (в благодарность сосланного в Сибирь на каторгу на семь лет). Результат стоит усилий, которые должен потратить человек моих лет на овладение языком, так сильно отличающимся от классических, германских и романских языков. Идейное движение, происходящее сейчас в России, свидетельствует о том, что глубоко внизу происходит брожение. Умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа.
Как раз в 1870 году 22-го апреля в России родился В. И. Ленин. В городе, тогда называемом Симбирском (а еще ранее до 1780 г – Синбирском).
Гражданин Германии Карл Маркс (1818–1883) – основатель идеологии коммунизма, а Владимир Ульянов (Ленин) – тот, кто начал воплощать его в жизнь.
Первым иностранным изданием «Капитала» стал его перевод именно на русский язык. Книга вышла в свет в апреле 1872 года тиражом 3000 экземпляров. Экземпляр на русском языке был отправлен Марксу. Качество перевода Маркс оценил словами: «Перевод сделан мастерски».
С чего Карл Маркс вдруг начал изучать русской? Дело в том, что заказчики Маркса дали ему понять, что реализация идеи, над которой он работал, вероятнее всего будет произведена на территории России. Поэтому они выразили пожелание, чтобы в нее были включены социально-экономические особенности именно русского общества, предоставив ему самые лучшие работы на эту тему.
Множество странных явлений, происходивших в русском движении, объясняется тем, что долгое время всякое русское сочинение было для Запада книгою за семью печатями и что поэтому Бакунину и иже с ним легко было скрыть от Запада свои проделки, давно уже известные среди русских... Теперь этому наступил конец. Знание русского языка, — языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы, — теперь уж не такая редкость, по крайней мере, среди немецких социал-демократов.
Ф. Энгельс
Я говорю не только об активных революционных социалистах, но и об исторической и критической школе в русской литературе, которая стоит бесконечно выше всего того, что создано в Германии и Франции официальной исторической наукой.
Из письма Ф. Энгельса Е. Паприц
Карл Маркс и Фридрих Энгельс были разносторонне развитыми личностями и интересовались не только социальной экономикой, но как представители интеллигенции 19-го века культурой и литературой в общем. С большим удовольствием читал К. Маркс русских поэтов, прозаиков и критиков, особенно высоко ценя Добролюбова, Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Изучая труды Чернышевского, Маркс одновременно читал стихотворения Некрасова, печатавшиеся в «Современнике».
С сочинениями Добролюбова я отчасти уже знаком. Как писателя я ставлю его наравне с Лессингом и Дидро.
Из письма К. Маркса Н. Ф. Даниельсону
Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.
Из письме Ф. Энгельса Вере Засулич
В качестве бонуса
Объяснение: «Атеистический монотеизм».