Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Удары беспилотников по Саудовской Аравии подталкивают Китай к диверсификации поставок нефти

За последний год Китай стал все больше зависеть от нефти из стран Персидского залива, поскольку сократил импорт от таких поставщиков, как США и Иран. По мнению экспертов, это может поставить Пекин в затруднительное положение. Атаки беспилотных аппаратов и крылатых ракет на два нефтяных объекта Саудовской Аравии в минувшие выходные выбили половину поставляемой за рубеж продукции страны, а вместе с этим и 5% мирового предложения, что может подтолкнуть Китай к диверсификации партнеров по импорту нефти, считают западные эксперты.

Китай, крупнейший в мире импортер сырой нефти, стал все больше зависеть от саудовской нефти за последний год, как показывают официальные данные, поскольку он сократил импорт из других крупных поставщиков, таких как США и Иран, в последние месяцы на фоне торговой напряженности с Вашингтоном и санкций США в отношении Ирана. Государство Персидского залива, ставшее жертвой нападения на перерабатывающий комплекс Абкайк и нефтяное месторождение Хурайс, является вторым по величине источником сырой нефти для Китая после России, поставляя в голодную до топлива страну более миллиона баррелей в день (всего Саудовская Аравия экспортирует 7 млн. баррелей сырой нефти ежедневно). Согласно последним данным, импорт Китая из Саудовской Аравии в июле был на двухлетнем максимуме в 1,8 миллиона баррелей в день, по сравнению с 663 000 в том же месяце год назад. На данный момент Пекин еще не принял окончательного решения и продолжает следить за развитием ситуации, а его представитель их Национального бюро статистики в понедельник заявил, что общее воздействие ударов «еще предстоит увидеть».

Западные аналитики согласились, что еще слишком рано говорить о том, какое влияние эти атаки окажут на поставки сырой нефти в Китай, поскольку это зависит от того, как быстро Саудовская Аравия сможет вернуть большую часть своих поврежденных нефтяных месторождений обратно в сеть. Но опасения по поводу нестабильности и продолжительности времени, в течение которого нефтяные объекты будут оставаться в неработающем состоянии могут побудить Пекин искать альтернативные источники поставок.

«Произошедшие события в Саудовской Аравии, как ожидается, вызовут существенное геополитическое переосмысление в Китае», – заявили экономисты по энергетике Джулиан Инхауске и Роберто Агилера из Университета Кертина в Австралии, – «Это напоминание о важности для Китая диверсифицировать свои источники импортных поставок, продолжая инвестировать во внутренний производственный потенциал». Акихиса Мори, доцент Высшей школы глобальных экологических исследований при Киотском университете в Японии, также сказал, что ситуация подтолкнет Пекин к диверсификации. «Эти атаки будут активно ускорять поиски Китаем новых экспортеров нефти», – сказал Мори.

Энергетические отношения между Китаем и Саудовской Аравией, рассматриваемые ими как стабильные партнерские отношения в регионе, были тщательно культивированы обеими сторонами в последние годы, причем страны укрепляли свои достаточно тесные дипломатические и экономические связи во время ряда встреч на высшем уровне, начиная с 2016-го года, по словам Джонатана Фултона, доцента кафедры политологии Университета Зайда в Абу-Даби. Он сказал, что изменение геополитической ситуации увеличило энергетическую зависимость Китая от Саудовской Аравии, и это может поставить Пекин в опасное положение. «Китаю действительно пришлось сократить свой импорт из Ирана, в то время как импорт нефти Китая из Саудовской Аравии более чем удвоился с июля прошлого года по август этого года, что создает зависимость, в которой Пекин начинает чувствовать себя не комфортно», – сказал Фултон, ссылаясь на сообщение СМИ с использованием данных из Китая. TankerTrackers.com, который контролирует экспорт сырой нефти от ведущих мировых производителей.

Вирендра Чаухан, сингапурский аналитик Energy Aspects, сказал, что Китай будет изолирован от нарушения поставок в краткосрочной перспективе своими собственными запасами нефти и собственными запасами Саудовской Аравии, которые он может использовать для стабилизации мировых нефтяных рынков после атак. «Китаю не придется бегать по всему миру за сырой нефтью, но по мере того, как все больше и больше деталей появляется о продолжительности простоя, ему придется сделать серьезную переоценку», – сказал Чаухан, отметив, что если производство останется на уровне 50 процентов в течение следующих нескольких месяцев, у Китая может не быть выбора, кроме как искать поставки нефти в другом месте. «Вопрос с поставками американской нефти, очевидно, очень сложен, учитывая климат торговой войны между двумя странами, поэтому китайцы собираются отправиться в Ирак, или в Латинскую Америку, при этом не понятно, кто в Латинской Америке это будет – Бразилия, Венесуэла, Колумбия, или они обратятся к поставкам где-то в Северном море? Это все вопросы, которые возникнут со временем, как только мы узнаем о масштабах отключений», – сказал он.

Некоторые аналитики указывали на Иран как потенциальный источник большего импорта в Китай, но подчеркнули, что это должно быть тщательно рассчитанное решение. На фоне эскалации напряженности между Вашингтоном и Тегераном, госсекретарь США Майк Помпео обвинил Иран в том, что он стоит за ударами по Саудовским объектам, что может привести к дальнейшему осложнению ситуации для Китая, который не полностью прекратил импорт нефти из страны с тех пор, как США вновь ввели санкции в прошлом году. Пресс-секретарь МИД Китая Хуа Чуньин в понедельник подчеркнула отсутствие убедительных доказательств того, кто несет ответственность за нападения, и призвала заинтересованные стороны «воздержаться от эскалации региональной напряженности».

Китай особенно обеспокоен такой напряженностью в регионе, от которого он становится все более зависимым для удовлетворения своих растущих энергетических потребностей, по словам Кевина Лима, докторанта школы политических наук, правительства и международных отношений Тель-Авивского университета. «На Ближнем Востоке Китай может стремиться к дальнейшей диверсификации своих источников, но рост напряженности может также побудить Китай или дать ему оправдание для принятия более напористой роли в региональной дипломатии – то, от чего он в значительной степени воздерживался до сих пор», – сказал Лим.