Найти тему

Пишем школьное сочинение: взгляд художника

Оглавление

В пятом или шестом классе на уроке нам дали задание написать сочинение. Ученикам предлагалось описать картину М. Нестерова "Видение отроку Варфоломею".

В тот же период я посещала художественную школу. Увидев репродукцию картины, я сфокусировалась на колорите. Подробно описала, какую палитру использовал живописец.

Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889—1890
Холст, масло. 160 × 211 см
Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889—1890 Холст, масло. 160 × 211 см

Сквозь краски и законы перспективы

Художник изобразил переломный момент в жизни будущего русского святого Сергия Радонежского. За его спиной мы видим просторы Родины, для которой он будет служить. Но есть и другая плоскость, в которой можно рассматривать картину. Чтобы нарисовать полотно живописец должен выбрать средства: кисти, краски, холст. Автор обращается к законам перспективы, знаниям анатомии, правилам передачи света и тени. Всё это Нестеров должен был свести в одно, создав единую картину, наполненную определенным содержанием. Мастер понуждает краски рассказывать его историю. И мы, как зрители, можем проследить, как решал художественные задачи Михаил Васильевич.

Оценка за сочинение

Моя учительница была далека от всех этих рисовальных тонкостей, вероятно, она ждала совсем другого сочинения. Нина Геннадьевна (так звали учительницу) поставила мне хорошую оценку. Ведь я раскрыла тему сочинения - описала картину. Пусть это и было с неожиданного ракурса. В данном случае Нина Геннадьевна применила тот самый индивидуальный подход, о котором так любят говорить, но мало кто видел.

На мой взгляд, любое произведение искусства, будь то картина или рассказ, многогранны. Некоторые грани могут лежать в разных плоскостях, все они служат одной цели - донести до зрителя или читателя определенный авторский смысл. Проблему разных точек зрения часто можно решить, если задаться вопросом: согласуется ли она с общим мотивом произведения, не противоречит ли ему? И порой можно выяснить, что новое видение лишь дополняет, расширяет понимание.

Когда нечего открывать

Подрастают наши дети, они иначе воспринимают мир. Они также сталкиваются с вечными темами добра и зла, любви и ненависти на уроках литературы. Неужели они должны видеть лишь так, как научили учителя в педагогическом ВУЗе? Ведь это так тоскливо, когда нечего исследовать, нечего открывать для себя, когда всё и так ясно: надо просто повторить избитые фразы, которые от тебя ждёт педагог. Стоит ли удивляться, что ребята теряют интерес к литературе и стараются не брать лишний раз книгу в руки.

Автор - Ирина Лямшина