Найти тему
Бесполезные ископаемые

Три миниатюры о лишних людях

ЭПШТЕЙН ПОД ГАРДЕРОБОМ

Мельников вышел из интернет-кафе с чувством времени потраченного зря.

Он оплатил два часа аренды, сел за удобный компьютер в тихом углу и “вышел по звонку” так и не выполнив того, за чем явился.

Вместо просмотра одного из фильмов, морочивших ему голову на прошлой неделе, он стал вычитывать данные этих картин, сравнивая информацию с иностранных и, скажем так, республиканских сайтов, запутался, занервничал, на какое-то время совсем перестав соображать, где, что и зачем он делает, с трудом очнулся и, сознавая, что время идет, начал было смотреть “Цену риска” с новым закадровым переводом, которую он, как оказалось, прекрасно помнит... И просидел как пень, пока девушка за кассой и визгливый мат малолетних игроманов не вывели его из оцепенения.

День был чудесный, за такие дни хочется ухватиться, как за портьеру, вспомнились ему прочитанные где-то слова. Похлопав себя по карманам, все ли забрал, Мельников, наконец, вернулся к действительности.

Ему на встречу двигался Эпштейн. Совсем не похожий на того Эпштейна, что крутился на фотках с Битлами, которыми торговали под гардеробом восьмиклассники. Тот Эпштейн был не совсем понятен маленькому Мельникову, но не раздражал, а этот - бородатый лысый блондин в камуфляже, честно говоря, действовал на нервы, как любой старожил двора и даже квартала.

Эпштейн работал в охране яхтклуба, который в прошлом году хотели поджечь.

Мельников двинулся навстречу соседу.

Едва заметно кивнув, поравнявшись, он не оглядываясь, подвел итоги своего визита в интернет-кафе. Всё, что запомнилось, это то, что “Сказанию о Сиявуше” в этом году сорок лет. Не густо.

Фотки у восьмиклассников весьма активно приобретал некто Самойлов, темно-русый пацанчик, похожий на маленького Бельмондо, на год младше Мельникова. Собственно, от него он и узнал тогда, кто такой тот Эпштейн. “Менеджер” тогда мало говорили, в основном “импрессарио”.

Самойлов был словоохотлив и по-своему независим. В его маленькой жизни постоянно угадывались какие-то открытия и приключения, не имевшие ничего общего с престижными поездками или модными вещами от предков. Вскоре Самойлов и сам начал “фарцевать” картинками, там же, под гардеробом, когда в его распоряжении оказались аппарат и увеличитель, не без содействия, как подозревал Мельников, маминого ухажёра.

-2

Вот она - моя жизнь, подумал Мельников, - от Эпштейна под гардеробом до Эпштейна в камуфляже. Кушайте с булочкой... - и он захохотал, как не делал этого с прошлой недели.

У других и такой не было. - серьезно резюмировал он, когда попустило.

Жив ли Самойлов, в городе ли он, Мельников точно сказать не мог, знал только, что тому лет пять назад запретили пить, и он формально, как многие у нас, соблюдает этот запрет.

Так же формально Мельников дал себе слово, что непременно отыщет Самойлова до того как погода испортится, и они обо всем, что было, поговорят подробно.

Они спокойно могли бы написать вместе книгу, или сценарий - рассказ за рассказом, главное начать, не обращая внимания на говнюков и скептиков, верно?

Ты у кого спрашиваешь? - не раздался ничей голос, и Мельников мысленно стряхнул наваждение. - Понятное дело, что никого, а что?

Ему снова никто не ответил.

Любимых писателей, кроме знакомых с детства фантастов, у Мельникова не появилось, а новых он не замечал.

Одно время ему грезилась своя машина с плеером, работа в соседнем городе и аудиокниги Лема, Шекли и Стругацких в динамиках над пустым задним сиденьем.

Мельников любил читать в пути, но последнее время сто лет никуда не выезжал.

Хотя не! ему понравился один кент, его, судя по тематике, поколения. Некто О. Сиповкин, автор двух кирпичиков про “Ротшильда” и “Карфаген”, хотя ни про то, ни про другое внутри не было ни строчки.

Обе книги можно было читать или не читать с любого места, и везде тебя подстерегала знакомая атмосфера. Почти полная независимость от остального мира в его развитии, как в заколдованном месте.

О. Сиповкин. Мельников даже не знал, как его по имени - Олег, Омар, Оноре... а может Ованес?

Опять начинается, – выругался он, не заметив, как дошел туда, куда несли его ноги.

Он хлопнул в ладоши, сработал фотоэлемент и зеленые двери винного отдела бесшумно отползли в сторону.

*

ШЕКЛИ В "БАЙКОНУРЕ"

-3

Мельников почувствовал, как безумие подступает к его голове, не от самой земли, но все-таки снизу, приятными схватками от рук в карманах пальто, через рукава, куда-то в загривок, а оттуда, чуть помешкав между черепной коробкой и серым веществом, прямо в мозг., похожий на мойку для сразу нескольких стаканов.

И если череп откинуть, а стаканы убрать, оно будет брызгать во все стороны...

Это произошло с ним на прогулке в осенней аллее, в конце которой был кинотеатр, где Мельников смотрел цветной фильм по рассказу Роберта Шекли, с Мишелем Пикколи и Мари-Франс Писье в главных ролях.

В тот день, тоже осенний, тридцать три года назад, Мельников был с невестой. Фильм ему не понравился, потому что Пикколи, нервничая, срывал с головы паричок и закуривал, в точности как его невеста - он случайно застал ее за этим занятием в телефонной будке.

-4

Чтобы как-то ослабить и погасить этот образ, Мельников принялся занимать себя праздными размышлениями на тему, а вот говорил ли кто-нибудь в начале ПиккОли вместо ПикколИ – ведь фамилия итальянская, или какая она там еще – корсиканская. Однако образ лысого, лобастого актера с характерными бровями, наоборот, делался еще отчетливей и ярче. Мельников видел гигантские клубы дыма на экране, и алый конец сигареты размером с кулак, то есть с человеческое сердце. Крутили хорошую копию.

Осознав, что это, в отличии от обид, нанесенных той невестой, ему вовек не забыть, Мельников, принимая правила игры, диктуемые ему теперь не извне, а из самого центра того, что находится у него на плечах, стал напевать, сперва про себя, а затем и вслух:

Пикколи, пикколи, дай воды напиться!.. – время от времени срываясь на короткий, но искренний – редкость в его возрасте, хохот.

Я веду себя как Передонов, – строго вымолвил он перед входом в винную лавку, и снабженные фотоэлементом зеленые двери молча распахнулись перед ним.

На следующее утро, он и не сомневался, что так оно и будет, Мельников безостановочно напевал "пикколи-пикколи", собственно, это были первые слова, какие он произнес, лежа с закрытыми глазами.

После обеда ему удалось удалить, точнее заменить корсиканскую фамилию на кое-что другое, более раннее.

"Сиявуш, Сиявуш, дай воды напиться!.." – слышалось сквозь кашне из уст человека в той же аллее, где он бродил вчера.

Но и это не помогло.

-5

*

ПЕРЕД ПОСЛЕДНИМ ОТДЕЛЕНИЕМ

Клавишник в составе был "сальери" среди моцартов, которым суждено ощутить себя вундеркиндами где-то после сорока, когда их снова потянет к первоклассницам.

Клавишник открыто презирал тупицу-барабанщика, когда тот усаживался за арендованный органчик, чтобы "сыграть" тёлкам какую-то кашу из Кутуньо и Гершвина. Его нервировал поющий басист своими попытками говорить с клавишником на равных о вещах, которым не учат в кружках баянистов.

Клавишник помнил те места и команды, откуда басиста либо выгнали, без скандала, честно вытерпев испытательный срок, либо те, где ему отказали сразу.

Мест таких было немного.

Клавишнику было в точности известно, каким образом очутился в этом заведении каждый участник ансамбля. Более того, он прекрасно знал, как здесь оказался, за что сюда попал и он сам.

Марамоев, что в принципе не так важно, в коллективе не было, хотя кому как.

Гитарист был не тупее ударника и не бездарней басиста, но выглядел глупее остальных из-за свойственной гитаристам моложавости. Откуда-то у него был ребенок, у него был какой-то слух, собственный, выкупленный у окончательно спившегося коллеги "аппарат", и выпивал он на работе, надо сказать, меньше всех.

Все надежды клавишника были на взрослеющую дочь – волчицу в овечьей шкуре, в любую минуту готовую, об этом ему маякнул знакомый чекист, "свалить отсюда любой ценой".

Куда? Та хоть в Югославию – клавишнику смутно импонировала эта страна-ресторан с бандитами и злым усатым бабьем в пилотках своих боевых товарищей.

Он видел себя на летней веранде, под гроздьями чеснока, одного, без отнимающих его парнус стервятников, поющим какую-то слащавую гадость об отце, так и не пришедшем с войны, за чужие, непривычные бумажки, которые обменяет на доллары и заживет еще лучше, и проживет еще дольше – как почти все люди, выучившие в детстве много нот, он легко умел писать сочинения, мыслил литературно.

Под разговоры бездарнейших ничтожеств про Джино Ванелли (его интересовал только Чик Кориа) он видел себя в зеркале на торцовой стене оркестровки, машинально ощупывая сквозь карман те рубли, что уже через час придется делить поровну с чужими ему людьми.

-6

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

Далее:

* Парк, Фэйм, инцидент
* Рой Си и я
* Маугли
* Монолог нервного человека
* Тулупэ! Шулупэ!
* Первый тролль
* Песни неведения