Главной задачей соцреализма было — отразить действительность, но такую, какой ее видело государство. Советские художники работали «по зову сердца», но зов в силу особенностей эпохи перекликался с требованиями принимающей инстанции. Соцреализм — это творчество, посвященное идейному воспитанию в духе социализма, в изобразительном искусстве – это еще и изображение революционного развития жизни.
Государство было главным заказчиком соцреализма: советским художникам вменялось творить свободно, но не в разрез с тем, как власть желала транслировать жизнь советского народа. Соцреалистическая живопись стала инструментом пропаганды, судьба художника и его работы во многом зависела от того, какое решение вынесет принимающая инстанция: решит ли она, что автор заслуживает поощрения, или, напротив, – его работа не достойна стать частью советской культуры и живописи.
До 1930-х годов в советской живописи сохранялось разнообразие, продолжали работу авангардистские сообщества, которые с разным успехом конкурировали за право стать главным советским искусством. Конкуренцию они не выдержали, проиграли главным наемным художникам СССР — участникам АХРРа (Ассоциации художников революционной России).
АХРРа работали по системе госзаказа и выполняли заказы Красной армии, Реввоенсовета и других государственных органов. Эстетика заказного искусства задавала массовый вкус и формировалась в соответствии с общим политическим курсом государства. С 1932 года года эстетика социалистического реализма стала обязательной для всех, живопись стала способом протоколирования сюжетов действительности. Изобразительное искусство должно было вселять оптимизм, уверенность в завтрашнем дне, убежденность в силе духа советского народа.
Высший живописный жанр соцреализма — изобразительный рассказ, тематическая картина, где абсолютно четко расставлены акценты, отображающие жизнь советских людей или великое будущее, которое они смогут построить. Реальность в понятии соцреалистического творчества и есть действительность в ее революционном развитии.
Акценты нередко выражают конфликт сил, – усиливая эффект, они призваны вдохновлять идеологическими ценностями и служат проводниками, помогающими зрителю видеть больше, глубже. Так, на картине Бориса Иогансона «Допрос коммунистов» белый офицер, ведущий допрос, сидит к зрителю спиной — он обезличен, у него есть лишь жирный и складчатый затылок, вызывающий отторжение.
Соцреалистические пейзажи — это горизонтальная статика, демонстрация того, что мир в Советском союзе неизменный, стабильный. Пейзажные композиции ориентированы практически всегда горизонтально, они отражают богатство русской природы. Ярким примером можно назвать картину Федора Шурпина «Утро нашей Родины», где пейзаж стал фоном для фигуры Сталина. Акценты — линии электропередач и заводы, техника — словно гарантии светлого и счастливого советского будущего.
Изображение Сталина стало высшей точкой соцреалистического направления в живописи, сформировавшегося окончательно к 1938 году. Со смертью Сталина соцреализм пережил новую трансформацию. Государственная мысль осталась неизменной, но поменялись ценности — они переориентировались на семью.
Одной из главных советских картин можно по праву назвать работу Александра Лактионова «Письмо с фронта» – в ней есть место и сентиментальности, и назидательности, но главное – в ней ей место человеку. Таким соцреализм останется до конца Советского союза
Картины: “Допрос коммунистов”, Борис Иогансон, “Утро нашей Родины”, Федор Шурпин, “Письмо с фронта”, Александр Лактионов