Найти тему

Танцуют все!

Художник Марина Скепнер
Художник Марина Скепнер

Адель два раза была после танцев счастливая, а на третий говорит:

– Знаешь, мама, я туда, пожалуй, больше не пойду.

Я удивилась.

– Почему? – спрашиваю.

– Да что-то мне разонравилось.

– Почему?

– Не знаю.

– А что случилось? – спрашиваю. – Ты же говорила, Ирина Ивановна была тебе очень рада, хвалила тебя.

– Так да, – отвечает. – Я когда на первое занятие пришла, там, кроме меня, были только две девочки. И она мне говорила, как я выросла и какая я стала красавица. Какие у меня стройные ножки, какая у меня прекрасная растяжка, и то я могу, и сё я могу. Я так обрадовалась! Она мне показывала, как делать разные фигуры. Только со мной и занималась.

– Ну здорово, – говорю.

– Было здорово! А теперь уже не здорово.

– Почему?

– Теперь там знаешь сколько народа! И она больше меня не хвалит. Она теперь с новыми девочками занимается.

– Ну логично, – отвечаю. – На первых занятиях всегда мало людей – пока все сообразят, какие где кружки, пока запишутся… а потом народ подтягивается.

– Логично или нет, а мне там больше не нравится, – сердито сказала Адель.

– Но вы же по-прежнему танцуете? Не то что Ирина Ивановна общается только с новыми девочками, а остальные скучают?

– Ну да. Танцуем.

– А ты же любишь танцевать?

– Как тебе сказать, мамочка, – жалобно проговорила Адель. – Когда меня хвалят – я, конечно, люблю. Но если я танцую, а Ирина Иванна даже не смотрит – я уже не так люблю.

– Ну погоди, ты же не для Ирины Ивановны танцуешь!

– А для кого?

– Для себя!

– Это как?

– Ну для того, чтобы уметь танцевать! Ты же можешь танцевать где-то ещё. Там ты учишься, а танцуешь где угодно.

– Но я вовсе не танцую где угодно. Я танцую только у Ирины Иванны. А если она на меня даже не смотрит, то зачем же я стараюсь?

– Ну это сейчас ты танцуешь только у Ирины Ивановны. А потом будешь танцевать где-то ещё!

– Где, например? Вот ты, например, где танцуешь?

Дети вечно задают неудобные вопросы по существу.

Так-то я танцевала буквально вчера – в «Перекрёстке» перед прилавком с шампунями, там вдруг бойкая музыка включилась вместо усыпляющей, и я на радостях аж запрыгала. Но это были дикие танцы.

– Я в детстве не ходила ни на какие танцы, так что танцевать не научилась. Вот и не танцую. А очень жаль.

Во-во, в ответ на неудобные вопросы приходится врать. Уж так жаль! Если бы и в самом деле было жаль – небось нашла бы возможность.

– Почему – жаль?

– Ну мало ли как сложилась бы жизнь, если бы я танцевала. Может, куда веселее.

Да неужели?

– У тебя грустная жизнь, мамочка? – с интересом спросила Адель.

С враньём всегда так – через пару вопросов шах, а потом и мат.

Спасают только штампы! Штамп – это сразу твердая почва под ногами.

– Мне грустно, что у меня такая осанка плохая, – умело ответила я. – Танцевала бы – была бы стройной, как ты, милая! И все говорили бы мне комплименты.

Комплименты! Ад. Что я – окорок на прилавке, чтоб меня оценивать и радоваться моим формам?

– А я стройная?

– Конечно, Аделечка! Ты прекрасно выглядишь. И танцы тебе в этом помогают – раньше ты сутулилась, а теперь держишь спинку прямо. У людей, которые танцуют, и походка особенная, летящая. Так что танцы тебе очень к лицу.

Я произнесла всё это заправским закадровым голосом из рекламного ролика, и мне стало совсем не по себе.

Могу ли я вспомнить в своей жизни хоть один эпизод, когда моя походка или осанка сыграли какую-то нужную роль? Честно говоря – нет. Могу наоборот вспомнить эпизоды, когда моя немыслимая красота привлекала совсем уж стрёмных персонажей, лучше бы без них.

Но зачем так углубляться, останемся на плаву.

Стоит ли Адели ходить на танцы – конечно, да! Танцы – жизнь! Что она будет делать вместо танцев? Смотреть мультики. Мучить кошку. Мыкаться из угла в угол и ныть, что ей скучно.

Жаль, эта скука – недостаточная причина, чтоб хотеть ходить на танцы.

Жаль, что детишек приходится мотивировать как-то дополнительно.

Но куда деваться?

Хорошо хоть не всегда так.

Я отвела Лёшеньку на капоэйру – в субботу после хора, как и обещала, – он носился там как бешеный и вылетел с занятия в восторге. Ему не хватает движения – а тут наконец дали побегать, попрыгать, помахать руками и ногами! Счастье.

Лёхе не важно, кто и как на него смотрит, ему не нужно, чтобы его всё время хвалили, других детей он почти не замечает. Удобно.

Но с Аделью всё сложнее. Ей пришлось сказать:

– Будешь стройная, гибкая, красивая – все будут тобой любоваться и восхищаться.

Все будут тобой восхищаться! Караул. И это говорю я? Зачем поддерживать в ребёнке зависимость от внешнего успеха?! Придумала бы что-нибудь ещё!

Но что?

Ох, какая мука – воспитывать.