Найти тему
Hell's Kitchen

Крупнейший в мире поставщик нефти на 50% сократил добычу. Баррель полез вверх, доллар и евро упали, русские потирают руки: евро

Оглавление

В ночь на 14 сентября произошла атака с воздуха на два ключевых нефтедобывающих объекта в Абкайке и Хураисе (Саудовская Аравия). Крупнейший в мире поставщик нефти на 50% сократил добычу. Баррель полез вверх, доллар и евро упали, русские потирают руки: евро снова по 70, доллар по 63. Предположительно, это были дроны. Предположительно — повстанцев-хуситов с территории соседнего Йемена. Но это всё неточно.

Хуситы хвастливо берут ответственность на себя: уверяют, что это были именно они и именно дронами. Но мировые СМИ, комментирующие ситуацию, берут словосочетание "атака дронов" в кавычки. Признать, что обойти систему ПВО богатейшей из арабских стран и вот так просто вдвое сократить её добычу нефти смогла даже не регулярная армия соседей, а горстка вооружённых людей — больно и неприятно. Госсекретарь США Майк Помпео рубит сплеча: атака — дело рук Ирана, откуда прилетели дроны — непонятно, и, вообще, не факт, что это дроны, а не ракеты.Может, всё-таки ракеты?

Как утверждают BBC, хуситы и раньше пытались досадить саудитам и ракетами, и дронами. Результаты были не очень. Госсекретарь США обвинил Иран, очевидно, даже не дождавшись первых донесений разведки. Разведданные появились спустя несколько часов — и таки подтвердили, что атаковали с северо-запада, то есть, скорее, со стороны Ирана или Ирака, чем Йемена. Так же ещё в прошлом году было замечено, что хуситские БПЛА Qasef-1 подозрительно напоминают иранские Ababil-2. А значит, Иран, скорее всего, нарушил эмбарго и продал (подарил?) соседям немного вундервафель.

Однако то, что в эту субботу прилетело саудитам, было явно не Quasef-1 — их дальность полёта всего 100–150 км, а до границы Йемена — все 700. Однако снабдить соседушек ракетами Ирану тоже, в общем, ничто не мешало. Вопрос, который задают себе все: если это были ракеты, почему не сработала ПВО саудитов? А если дроны — значит ли это, что теперь любой повстанческий отряд сможет уничтожать ключевые стратегические объекты любых государств?

Что теперь?

Месторождения, подвергшиеся атаке, принадлежат Aramcо — компании, обеспечивающей 10% мирового рынка нефти. Рынок среагировал моментально: цена на бочку нефти марки Brent выросла до 65 вечнозелёных, евро и доллар падают. Рынок реагирует так болезненно ещё и потому, что настоящие масштабы разрушений по-прежнему неизвестны: саудиты скрытны. Некоторые аналитики предсказывают скачок цен до 80 долларов за баррель. Американские "ястребы" выступают за жёсткий ответ Ирану, а сенатор Линдси Грэм даже предложил атаковать в ответ иранские месторождения.

В любом случае напряжение между Ираном и Саудовской Аравией кратно выросло, и, если конфликт не удастся погасить, цены на нефть вырастут, и надолго. Россия реагирует умеренно дипломатично: Дмитрий Песков сказал, что президент Владимир Путин в "курсе атаки" и "любые подобные турбуленции не способствуют стабилизации рынка энергоносителей". Тем не менее Россия кажется, скорее, выигравшей стороной — тем более что мы прямо не вовлечены в конфликт.По словам Reuters, полное восстановление уровня добычи нефти Aramco может занять несколько месяцев. Вернём ли мы за это время наш 2008-й, или дело закончится ничем — будет ясно в ближайшее время.