Сегодня расскажем о картине Николая Петровича Загорского «У мирового судьи в провинции». Для начала напомним, что во второй половине 19 века в России произошло несколько серьёзных изменений.
Кроме отмены крепостного права, состоявшегося в 1861 году, была проведена масштабная судебная реформа.
Изменилось судопроизводство и судоустройство. Не вдаваясь в детали, можно сказать, что суды стали открытыми и гласными.
Блестящие русские адвокаты – Кони, Плевако и другие появились после этой реформы. Кроме того, появились и мировые судьи.
В зависимости от губернии, мировые судьи избирались или назначались министром юстиции. Они подразделялись на участковых и почётных.
Участковый судья находился на содержании у земства и постоянно работал. А почётные судьи обязаны были быть материально независимыми и, при необходимости, заменять участковых судей.
В компетенцию мирового судьи входило разрешение маловажных гражданских дел. По Уставу мировой судья мог делать выговоры, замечания, внушения и денежные взыскания не больше 300 рублей, а также приговаривать к аресту до 3 месяцев или тюремному заключению на срок до 1,5 лет.
А ещё, мировые судьи были всегда доступны для разрешения споров, и в этом заключалась их главная ценность.
Именно такой спор изображён на картине Загорского. Слева, в мантии и с отличительным знаком на шее, сидит судья. Справа от него несколько карикатурный писарь, у которого болит зуб, у которого заткнуто за ухо перо. А в центре – истец и ответчики.
Судя по тому, как все одеты, истец – человек не бедный, в отличие от крестьян, на которых лапти и бедная одежонка. Ну, и справа, как символ порядка – городовой. Возможно, он и привёл истца с ответчиками в суд.
Если присмотреться к картине, станет понятно, что спор, скорее всего, будет разрешён не в пользу бедных ответчиков…
Ну что же, для художников-передвижников, к которым относился Николай Петрович Загорский, было абсолютно естественным обличать окружающую действительность.
Хороших выходных!
Всегда рядом,
Ваша коллегия адвокатов «Бриффит»