История развития налогообложения в системах различных государств свидетельствует, что налогообложение в отношении имущества, принадлежащего населению, применялось практически во всех странах во все исторические периоды их развития.
В России институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в середине XIX века.
Начиная с 1863 года, с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городских строений.
В 1894 г. министром финансов Российской империи С.Ю. Витте был введен так называемый квартирный налог, которым облагались лица, «занимавшие помещения для жилья (квартиры), собственные, наемные и бесплатно предоставленные в пользование».
В начальный период советской истории существовал подоходно-поимущественный налог, взимавшийся, в том числе с доходов физических лиц, а также с недвижимого имущества. В дальнейшем он трансформировался в подоходный налог с граждан и налог со строений.
В 1990-е годы начался новый этап формирования отечественной налоговой системы.
Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог на имущество физических лиц был отнесен к местным налогам. Регулирование данного налога осуществлялось нормами Закона РФ от 9 декабря 1991 № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц».
Указанный закон имел свои недочеты. Так, в частности исчисление данного налога производилось исходя из инвентаризационной стоимости имущества, расчет которой основывался на ценах и методике, принятых еще в СССР.
С 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) была включена глава 32 закрепившая новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц.
Данный порядок закрепляет совершенно иной подход к определению налоговой базы, которая в настоящее время для объектов недвижимого имущества должна определяться исходя из кадастровой стоимости объектов и лишь в переходный период - исходя из инвентаризационной стоимости.
Наш материал посвящен анализу действующих норм, регулирующих порядок взимания налога на имущество физических лиц в настоящее время.
1. Налог на имущество физических лиц: кто должен оплачивать и какие объекты облагаются данным налогом?
Налог на имущество, как и прочие имущественные налоги (земельный и транспортный), является местным налогом, устанавливаемым НК РФ, а также нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательный к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Устанавливая указанный налог, представительные органы муниципальных образований определяют:
- налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, обладающие правом собственности на следующее имущество:
- жилой дом
- квартира, комната;
- иные здания, строения, сооружения, помещения;
- объект незавершенного строительства;
2. Как рассчитывается налог на имущество?
Для того чтобы понимать по какой формуле рассчитывается налог на имущество физических лиц необходимо прежде всего ознакомиться с такими понятиями налогового законодательства как налоговая база и налоговая ставка.
2.1. Налоговая база
Налоговая база (налогооблагаемая база) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно. Иначе говоря, налоговая база - это величина, исходя из которой рассчитывается сумма налога.
По каждому налогу установлена своя налоговая база: доходы, прибыль, стоимость имущества или других объектов налогообложения) (п. 1 ст.38, п. 1 ст. 53 НК РФ).
Налоговая база для расчета налога на имущество физических лиц согласно действующему законодательству определяется одним из двух способов:
- исходя из кадастровой стоимости (по этому принципу налог на имущество начали исчислять с 2015 года в первых 28 регионах. С 2016 года к ним добавился еще 21 регион, в 2017 году — еще 15 субъектов РФ);
- исходя из инвентаризационной стоимости (в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении в срок до 1 января 2020 года даты начала применения на всей его территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости).
Внимание! Уточнить дату начала применения на территории конкретного субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, а также реквизиты соответствующего закона можно на официальном сайте ФНС России.
С 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости производиться не будет (Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
2.1.1. Определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта
Порядок расчёта налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости введен с 01.01.2015 (гл. 32 НК РФ).
Однако начало применение этого порядка на конкретной территории зависит от сроков его введения муниципальными властями, а также от утверждения соответствующим субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости объектов, расположенных на территории данного субъекта.
При применении данного порядка налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, а если объект новый (образован в течение года) - на день внесения сведений об объекте и о правах на него в ЕГРН (п. 1 ст. 403 НК РФ).
Если недвижимость находится в общей долевой собственности, то каждый из ее участников будет платить налог пропорционально своей доле.
А если квартира (или иная недвижимость) находится в общей совместной собственности супругов, то они будут платить налог поровну (п. 3 ст. 408 НК РФ).
При изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, правила пересчета налога аналогичны правилам, применяемым при пересчете земельного налога в случае изменения его кадастровой стоимости.
Узнать кадастровую стоимость принадлежащего Вам объекта, недвижимости можно на официальном сайте Росреестра в личном кабинете правообладателя или направив запрос о предоставлении выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости в территориальный орган Росреестра (в том числе в электронной форме через сайт Росреестра или через МФЦ.
Выписка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (ч. 6 ст. 62, ч. 4 ст. 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации); Информация Росреестра от 02.10.2017 «Росреестр информирует о способах получения сведений о кадастровой стоимости недвижимости»).
При расчёте налогооблагаемой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта, применяется налоговый вычет. Это означает, что в целях налогообложения полная кадастровая стоимость объекта уменьшается на стоимость определенного количества квадратных метров в зависимости от вида такой недвижимости (п.п. 3 - 6 ст. 403 НК РФ):
- в отношении жилого дома - на 50 кв. м;
- в отношении квартиры, части жилого дома - на 20 кв. м;
- в отношении комнаты, части квартиры - на 10 кв. м;
- в отношении ЕНК, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение - на 1 млн. руб.;
- в отношении нежилых объектов, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства – на 50 кв. м (п.п. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ).
15.04.2019 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (Закон № 63-ФЗ).
В дополнение к общему вычету, установленному пп. 3 - 5 ст. 403 НК РФ, многодетным семьям предоставили еще один вычет в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка:
- по комнате, квартире или ее части - 5 кв. м;
- по жилому дому или его части - 7 кв. м.
Местные органы власти вправе увеличивать размеры указанных налоговых вычетов (п. 7 ст. 403 НК РФ).
С учётом налогового вычета формула подсчета размера налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, следующая:
НБк = КС – НВ х стоимость 1 кв. м,
где:
НБк - налоговая база исходя из кадастровой стоимости;
КС - кадастровая стоимость объекта недвижимости;
НВ - налоговый вычет, применяемый в зависимости от вида объекта недвижимости;
Стоимость 1 кв. м определяется путем деления КС на кол-во кв. м конкретного объекта недвижимости.
2.1.2. Определение налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости
В случае применения порядка определения налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости, используются последние данные об инвентаризационной стоимости каждого объекта, представленные в налоговые органы до 1 марта 2013 года с учетом коэффициента-дефлятора.
До 1 января 2013 года сведения об инвентаризационной стоимости инспекция получала от организаций, которые осуществляли государственный технический учет (БТИ).
С 2013 года прежний порядок технического учета и инвентаризации объектов не применяется (ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (Закон о кадастре)).
Коэффициент-дефлятор устанавливается Приказом Министерства экономического развития РФ на каждый год.
На 2019 год размер коэффициента-дефлятора установлен в размере 1,518 ( Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2018 № 595 ).
Важно! В случае определения налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости, налоговый вычет не применяется.
Расчет налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости, производится по формуле:
НБи = ИС х КД,
где:
НБи - Налоговая база исходя из инвентаризационной стоимости;
ИС - инвентаризационная стоимость объекта
КД - коэффициент-дефлятор, применяемый в данном налоговом периоде.
2.2. Налоговые ставки
Размеры ставок налога устанавливаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления и зависят от применяемого порядка определения налоговой базы (в зависимости от кадастровой или инвентаризационной стоимости объекта недвижимости) (п. 1 ст. 406 НК РФ).
Уточнить ставки налога на имущество физических лиц, установленные на конкретной территории, можно на официальном сайте ФНС России.
2.2.1. Налоговые ставки, применяемые в случае, когда налоговая база определена на основе кадастровой стоимости объекта недвижимости
Если налоговая база определена на основе кадастровой стоимости объекта недвижимости, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
- 0,1% в отношении:
- жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
- объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
- ЕНК, в состав которого входит хотя бы один жилой дом;
- гаражей и машино-мест,
- хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
- 2% в отношении:
- административно-деловых и торговых центров и помещений в них,
- нежилых помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,
- объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб.;
Важно! Данные налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более, чем в 3 раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 3 ст. 406 НК РФ).
2.2.2. Налоговые ставки, применяемые в случае, когда налоговая база определена на основе инвентаризационной стоимости объекта недвижимости
В случае определения налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости, налоговые ставки устанавливаются следующим образом:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, умножается на коэффициент-дефлятор, установленный для данного налогового периода.
При этом максимальное значение налоговой ставки не должно превышать следующих ограничений:
- до 0,1%, если инвентаризационная стоимость до 300 000 руб.;
- свыше 0,1 до 0,3%, если инвентаризационная стоимость свыше 300 000 до 500 000 руб.;
- свыше 0,3 до 2%, если инвентаризационная стоимость свыше 500 000 руб. (п. 4 ст. 406 НК РФ).
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида и места нахождения, видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения (п. 5 ст. 406 НК РФ).
2.2.3. Размер налоговых ставок, применяемых в случае, когда размер такой ставки не скорректирован органами местного самоуправления
Если налоговые ставки не определены местными нормативно-правовым актами, налогообложение производится (п. 6 ст. 406 НК РФ):
- если налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества - по базовым ставкам, установленным на федеральном уровне;
- при определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества:
- по ставке 0,1% в отношении имущества, у которого значение суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) до 500 тыс. руб. включительно;
- по ставке 0,3% в отношении иного имущества.
2.3. Особенности расчета налога на имущество физических лиц в переходный период
Для снижения налоговой нагрузки на граждан предусмотрен особый порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости имущества на переходный 3-х летний период.
В течение переходного периода сумма налога рассчитывается по формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где:
Н - сумма налога, подлежащая уплате;
Н1 - сумма налога от кадастровой стоимости объекта за полный год;
Н2 - сумма налога от инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за последний налоговый период определения налоговой базы этим способом;
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Кроме того, Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ внесены изменения в статью 408 НК РФ.
Согласно данным изменениям, начиная с 3-его налогового периода, в котором налоговая база определена как кадастровая стоимость, предусмотрено применение коэффициента, ограничивающего ежегодный рост налога по кадастровой стоимости не более, чем на 10%.
В этом случае сумму налога рассчитывают исходя из кадастровой стоимости объекта за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1. Полученную величину нужно сравнить с суммой налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости объекта за текущий год без применения указанного коэффициента. Если первая сумма будет меньше второй, уплатить нужно первую сумму (п. 8.1 ст. 408 НК РФ; ч. 5 ст. 3 Закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ).
Начиная с 4-ого года, налог будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.
Если сумма налога на основе кадастровой стоимости без учета переходных правил оказалась меньше, чем сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости, налог рассчитают без учета переходных правил (п. 9 ст. 408 НК РФ).
3. Льготы по налогу на имущество физических лиц
Льготы по налогам и сборам дают возможность отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по налогу на имущество условно можно разделить на следующие виды (п. 2 ст. 399, ст. 407 НК РФ):
1-й вид - федеральные льготы, установленные отдельным категориям граждан и в отношении отдельных видов имущества;
2-й вид - льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).
3.1. Категории налогоплательщиков и виды имущества, на которые распространяются налоговые льготы
Право на налоговую льготу 1-го вида (федеральную льготу) имеют следующие категории налогоплательщиков:
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- инвалиды I и II групп инвалидности;
- инвалиды с детства, дети-инвалиды;
- участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ;
- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
- пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
- физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (пп. 10.1 п. 1 ст. 407 НК РФ введен в действие Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ) ;
- граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
- физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
- родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
- физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;
- физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Указанным категориям налогоплательщиков налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
- квартира, часть квартиры или комната;
- жилой дом или часть жилого дома;
- помещение или сооружение (используемые физическими лицами исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилые дома, квартиры, комнаты, используемые для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек);
- хозяйственное строение или сооружение (до 50 кв. м., расположенные на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
- гараж или машино-место.
Освобождение от уплаты налога на имущество возможно только в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика независимо от количества оснований для такого освобождения (п. п. 3, 4 ст. 407 НК РФ).
Налоговая льгота не предоставляется в отношении следующих объектов недвижимости:
- административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
- нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- объектов недвижимого имущества образованных в результате раздела объекта недвижимого имущества;
- в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб. (п. 5 ст. 407 НК РФ)
Исключением из данного перечня являются гаражи и машино-места, расположенные в таких объектах .
2-й вид льгот устанавливается на местном уровне нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
С информацией о налоговых льготах (по всем видам имущественных налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в разделе «Справочная информация о ставках и льготах поимущественным налогам» официального сайта ФНС России.
3.2. Порядок оформления права на льготу
До вступления в силу Закона № 63-ФЗ налоговые льготы не предоставлялись автоматически.
После 15.04.2019 порядок предоставления налоговых льгот несколько изменился и носит как заявительный, так и «проактивный» характер.
Порядок предоставления налоговых льгот в заявительном порядке следующий.
Налогоплательщики-физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы.
Форма заявления установлена приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.
При этом указанное заявление может быть предоставлено налогоплательщиком в любой налоговый орган по выбору.
Формат и порядок заполнения заявления можно уточнить на официальном сайте ФНС России.
Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом:
- почтовым сообщением в налоговую инспекцию;
- путем личного обращения в любую налоговую инспекцию;
К указанному заявлению налогоплательщик вправе приложить документы, подтверждающие его право на налоговую льготу.
В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют (в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно), налоговый орган запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.
Если у гражданина несколько объектов налогообложения, он вправе представить в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения каждого вида, в отношении которого будет предоставляться налоговая льгота.
Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 13.07.2015 № ММВ-7-11/280@.
Указанное уведомление должно быть представлено не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного объекта применяется налоговая льгота.
Если налогоплательщик этого не сделает, налоговый орган предоставит налоговую льготу в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (п. 7 ст. 407 НК РФ).
При возникновении (прекращении) права на налоговую льготу в течение налогового периода налоговый орган исчислит сумму налога с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
При этом месяц возникновения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.
При подаче заявления о предоставлении льготы по уплате налога за прошлые налоговые периоды налоговый орган производит перерасчет суммы налога не более, чем за 3 календарных года, предшествующие году обращения, но не ранее даты возникновения у гражданина права на налоговую льготу (п. 6 ст. 408 НК РФ).
Начиная с налогового периода 2018 года, наряду с заявительным порядком предоставления налоговых вычетов, Законом № 63-ФЗ установлен «проактивный формат» (без подачи заявления в налоговый орган) на основании имеющихся у налоговых органов сведений.
Это означает, что, если налогоплательщик, относящийся к категориям лиц, указанным в пп. 2 — 4, 7 — 10 п. 5 ст. 391 НК РФ (пенсионеры, инвалиды, лица предпенсионного возраста, многодетные, владельцы хозпостроек), и имеющий право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами.
В связи с этим, обращаем внимание на нецелесообразность обращения в налоговые органы с заявлением о предоставлении налоговой льготы до начала массового формирования налоговых уведомлений за 2018 год, т.к. льгота будет предоставлена в «проактивном формате».
Обращаться с заявлением необходимо будет только в случае получения налогового уведомления, в котором данная льгота не применена.
3.3. Возврат излишне уплаченной суммы налога
Налогоплательщики, уплатившие налог в большем размере, имеют право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы (п. 5 ст.409 НК РФ) на основании письменного заявления представленного в налоговые органы.
Форма такого заявления утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.
Перерасчет суммы налогов производится не более, чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (п. 6 ст. 408 НК РФ).
Решение о возврате переплаты должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления. Затем в течение 5 рабочих дней налогоплательщику направляется сообщение о принятом решении.
Возврат налога должен быть произведен в месячный срок со дня получения указанного выше заявления (п.п. 6, 8, 9 ст. 78, п. 5 ст. 409 НК РФ).
4. Срок уплаты налога
Уплатить налог на имущество в бюджет по месту нахождения имущества следует в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).
Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа с расчетом налоговой базы и указанием суммы налога к уплате (п. 6 ст. 6.1, ст. 52, п.п. 1, 2 ст. 409 НК РФ).
При этом налоговый орган имеет право исчислить налог за 3 календарных года, предшествующие году направления уведомления (п. 2 ст.52, п. 4 ст. 57, п. 3 ст. 409 НК РФ).
Например: Налоговое уведомление, направленное в 2019 г., может содержать в себе суммы налога, исчисленные за 2016 - 2018 гг.
Важно! Если в отношении принадлежащего Вам имущества Вы никогда не получали налоговые уведомления, не уплачивали налог и не пользовались льготой, Вы обязаны однократно сообщить о нем в налоговые органы до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.1 ст.23, п. 4 ст. 85 НК РФ).
А мы рады сообщить Вам, что теперь Владей Легко всегда с Вами, прямо в Вашем мобильном! Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
Остались вопросы - мы ответим! Задать вопрос.