Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Почему стеклопластиковый кузов как на электровозе ЧС4 это плохо и от этой технологии отказались?

Оглавление
Пассажирский электровоз серии ЧС4-012 в "Музее железных дорог России" в составе экспозиции "Электровозное депо". Вид сбоку. Фото: Алексей Алексеев
Пассажирский электровоз серии ЧС4-012 в "Музее железных дорог России" в составе экспозиции "Электровозное депо". Вид сбоку. Фото: Алексей Алексеев

В одной из предыдущих публикаций я рассказывал уже своим дорогим читателям о таком красавце советских и постсоветских железных магистралей как пассажирский электровоз переменного тока серии ЧС4. Что и говорить, в Чехословакии на заводе ŠKODA в городе Пльзень умели производить уникальные вещи. Кто не читал мою более раннюю публикацию про ЧС4 то напомню, что отличительной особенностью электровоза был кузов (обе кабины и стены), полностью выполненый из стеклопластика (ламината).

Электровоз ЧС4 производства ŠKODA

Вот такая интересная технология была применена в своё время. Преимуществами её использования были малый коэффициент теплопроводности, которым обладает стеклопластик. Это способствует поддержанию внутри кузова необходимой температуры.

Музейные будни электровоза серии ЧС4-12 в С.Петербурге на Балтийском вокзале. Вид в три четверти. Фото: Алексей Алексеев
Музейные будни электровоза серии ЧС4-12 в С.Петербурге на Балтийском вокзале. Вид в три четверти. Фото: Алексей Алексеев

Стеклопластиковая оболочка легче стальной, не получает вмятин от воздействия случайных незначительных механических нагрузок. В отличии от металла не подвержена коррозии. Мелкие повреждения стеклопластика локального характера можно легко устранить в деповских условиях ремонта, путем заделки отверстий (повреждений) с помощью кусков стеклопластика (или жгута из стекловолокна) и полиэфирной смолы.

Однако, в тяжёлых условия магистральной работы подвижного состава железных дорог, могут возникнуть различного рода непредвиденные обстоятельства, в результате которых могут произойти серьёзные повреждения обшивки кузова. Например существует высокая вероятность столкновения с автотранспортом на железнодорожном переезде.

Пассажирский электровоз серии ЧС4 после столкновения на жд переезде
Пассажирский электровоз серии ЧС4 после столкновения на жд переезде

Тяжелых последствий в этом случае как для электровоза так и для локомотивной бригады будет не избежать. Здесь уже возникает прямой риск и вопрос об угрозе безопасности человеческой жизни стоит очень остро. Практика и время показали, что стеклопластик оказался очень спорным материалом в локомотивостроении, от использования которого в последующие годы полностью отказались. А дело всё в такой особенности этого материала как -

Разрущающее напряжение стеклопластика

Что же происходит, когда к материалу с таким сложным строением, как у стеклопластика, прикладывают огромную внешнюю силу?

Стеклоткань состоит обычно из плетеных слоев (смолы и стекла), уложенных друг на друга. Поскольку смола обладает меньшей жесткостью, чем стекло, то приложение растягивающего усилия вызовет деформацию смолы, сдерживаемую стеклянными волокнами. С повышением нагрузки в прилегающих к волокнам слоях или по поверхности волокна может произойти растрескивание. Дальнейший рост нагрузки и продолжительность её воздействия приводит к смещению волокон, вследствие чего возникнут макротрещины, и стеклопластик полностью разрушится.

Микроструктура стеклопластика. Фото из открытых источников в сети
Микроструктура стеклопластика. Фото из открытых источников в сети

Волокна в стеклоткани обычно ориентированы в одном или двух направлениях. Поэтому большая или меньшая прочность этого материала зависит от направления действия силы.

Современные требования к пассивной безопасности со временем превратились в один из важнейших элементов локомотивостроения с точки зрения производителей. В прошлый раз я говорил вам о том, что в соседней Украине продолжили эксплуатацию этих советских электровозов, подарив им вторую жизнь, но уже после проведения капитального ремонта с глубокой дальнейшей модернизацией на Запорожском ЭРЗ. В частности, старый стеклопластиковый кузов был заменен на цельнометаллический нового образца. Вот так теперь выглядят локомотивы этой серии в новом облике.

Электровоз ЧС4-019 прошедший модернизацию. Украина, Полтавская область, станция Полтава-Киевская, 8 июля 2019г. Источник: trainpix.org, автор Алексей Краснов
Электровоз ЧС4-019 прошедший модернизацию. Украина, Полтавская область, станция Полтава-Киевская, 8 июля 2019г. Источник: trainpix.org, автор Алексей Краснов

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК