В Украине бюджет исторически из года в год сводится с дефицитом, для компенсации разрыва между доходами и расходами используются преимущественно заимствования — внутренние и внешние. Это основная причина роста госдолга в номинальном выражении в течение уже многих лет. Кроме того, в последние годы правительство вынуждено было выпускать крупные объемы долговых инструментов для реабилитации банковской системы и привлекало финансирование от МВФ, часть которого учитывалась как гарантированный госдолг.
Рост показателя госдолг/ВВП также был вызван резкой девальвацией гривни в 2014-2015 годах, из-за которой «долларовый» размер экономики Украины сократился в два раза: со $183 млрд в 2013 году до $91 млрд в 2015-м. Поскольку валютные заимствования составляют около 2/3 государственного долга, то девальвация гривни снизила госдолг, измеряемый в долларах, незначительно. В результате за три года показатель госдолг/ВВП увеличился в два раза: с 40% в 2013 году до 81% в 2016-м.
Учитывая уже высокий уровень госдолга, для Украины критически важно вести взвешенную фискальную (бюджетную) политику. Приближающиеся выборы с «задабриванием» избирателей — существенный фактор риска. Последствия недавнего повышения пенсий и минимальной зарплаты отразились на расходах государственного бюджета: в первой половине этого года они подскочили на 25,4% г/г, заметно опередив заложенный в бюджет темп роста в +18%. При этом плановый показатель роста доходов (+16% г/г) оказался чересчур оптимистичным, и фактически по результатам 6 месяцев рост составляет 13,7% г/г из-за более низких, чем ожидалось, поступлений от акцизов, НДС, рентных платежей и прибыли НБУ. Такими темпами дефицит бюджета может оказаться выше плана (2,5% ВВП, или 82 млрд грн), что потенциально означает дополнительную потребность в заемных ресурсах и, как следствие этого, увеличение госдолга.
Наконец, реструктуризация или дефолт хоть и позволят снизить долговую нагрузку, но могут спровоцировать повышение спроса на иностранную валюту и девальвацию гривни, закроют для Украины внешние рынки заимствований на долгие годы, что будет сдерживать экономическое развитие в будущем, а также поставят под вопрос дальнейшее сотрудничество с геополитическими партнерами Украины — США и ЕС, погашения по кредитам которых запланированы начиная с 2019 года.
В связи с вышесказанным можно спрогнозироватьнесколько сценариев развития собыцтий косательно экономичсекой ситуации на Укарине:
Наиболее вероятный и, пожалуй, самый благоприятный сценарий для Украины — это выполнить оставшиеся обязательства перед МВФ: принять новую формулу расчета газовых тарифов и улучшить показатели бюджета, чтобы получить транш в размере $1,9 млрд. После этого откроется доступ к 1 млрд евро от ЕС (два транша по 500 млн евро) и к около $0,8 млрд кредитных ресурсов Всемирного банка.
Как следствие, из $9,8 млрд выплат по валютным долгам правительства до конца 2019-го Украина сможет рефинансировать почти $2 млрд дешевыми деньгами Всемирного банка и ЕС. Еще $3,8 млрд — это валютные ОВГЗ, и они, очевидно, будут рефинансированы за счет выпуска новых бумаг. В результате останется $4 млрд, часть которых может быть рефинансирована выпуском новых еврооблигаций (хотя это будет дороже, и объемы могут оказаться меньшими, чем в прошлый раз), а также за счет увеличения объема выпуска дополнительных валютных ОВГЗ и/или покупки валюты из резервов НБУ (при увеличении выпуска гривневых ОВГЗ). В последнем случае произойдет сокращение резервов НБУ, но не такое значительное и опасное, как при необходимости погашать долг без помощи международных партнеров.
Менее вероятный сценарий — это прекращение сотрудничества с МВФ и, скорее всего, дефолт по внешним долгам, так как без поддержки МВФ не удастся привлечь достаточные объемы финансирования. Как уже отмечалось ранее, погашать валютные долги за счет только внутренних заимствований будет сложно, если не сказать невозможно: на рынке просто недостаточно свободной гривневой и валютной ликвидности. При этом печатание новых денег приведет к раскручиванию инфляции и росту девальвационного давления на гривню. Более того, доверие международных партнеров будет утеряно. На фоне приближающихся выборов такая ситуация будет использована оппозицией против правящей власти, что ударит по ее рейтингам гораздо сильнее, чем поведение ряда непопулярных реформ, необходимых для восстановления сотрудничества с МВФ.