Найти тему
Морская коллекция

Линейные крейсеры.Империя наносит ответный удар. "Измаил".

Уроки русско-японской войны привели русских адмиралов и конструкторов к тем же выводам,к которым пришли их коллеги на Западе. Российскому флоту необходим быстроходный бронированный и хорошо вооруженный крейсер-как для нарушения судоходства противника(а основным потенциальным оппонентом оставалась Англия,да и к японцам счета были не закрыты) ,так и для линейного боя совместно с эскадренными броненосцами-в качестве мобильных групп для охвата и добивания врага.Старая концепция броненосных крейсеров уже не соответствовала новой ситуации на море. Новым крейсерам необходим был главный калибр-соответствующий линейным кораблям. Естественно,появление "Дредноута" и "Инвинсибла" только усилило радикализм новых идей.

Ранние российские проекты остались только на бумаге,империи остро не хватало финансов.Концепция "броненосных крейсеров"-так до 1915 в России называли линейный крейсер,развивалась в русском флоте в направлении корабля-по размерам сопоставимого с дредноутом,но имевшего большую скорость за счет меньшего количества орудий главного калибра.Слабым местом была недооценка мощности бронирования.

"Измаилы" стали самыми мощными боевыми кораблями Российского Императорского флота,заложенными до февраля 1917.

Проект предусматривал водоизмещение 32 500 т.,но после доработок оно увеличилось на 4000 т. Скорость хода проектная-26,5 узлов,4 турбины давали по 16 400 л.с(форсаж-до 18 000л.с.). 356 мм/52 пушка по длине (18,5 м) превосходила зарубежные аналоги,748 кг снаряд уходил со скоростью 855 м/с.

Наименования корабли серии получили в честь славных сражений русской армии и флота 18-19 века.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8

«Измаил»      Заложен      6(19).12.1912,спущен на воду 9(22).6.1915 .не достроен. Разобран в 1931 - 1932

«Кинбурн»   Заложен        6(19).12.1912 ,спущен на воду 17(30).10.1915.не достроен .21.08.1923 года продан на металл

«Бородино» Заложен     6(19).12.1912 ,спущен на воду 19(31).7.1915.не достроен. 21.08.1923 года продан на металл

«Наварин»   Заложен      6(19).12.1912 ,спущен на воду 27.10(9.11).1916.-не достроен .21.08.1923 года продан на металл

Водоизмещение-32 500 тонн (полное).Длина 223,85 м. Ширина 30,5 м. Осадка 8,81 м.

Бронирование-237 мм — главный броневой пояс, 125 мм — оконечности, 75-100 мм -верхний пояс между средней и верхней палубами, 100 мм — траверзы, 200—300 мм — башни, рубка: 250 мм (крыша), 300 мм (основание), 400 мм (выше средней палубы).

Двигатели-7 котлов,66 000 л. с. (полная), 70 000 л. с. (наибольшая). Скорость хода 26,5 узла (полная), 27,5 узла (наибольшая).

Вооружение- 12 × 356-мм орудий, 24 × 130-мм,
4 × 47-мм сигнальных,4 × 63-мм зенитных,6 × 456-мм торпедных аппаратов.

С момента принятия основного проекта и весь период постройки в проект постоянно вносились изменения. Характерный для российской бюрократии длительный цикл согласований,постоянно поступающая информация об успехах и неудачах зарубежных коллег,опыт эксплуатации и испытаний кораблей российского флота,наличие большого количества зарубежных "смежников" ,отсутствие опыта у отечественной промышленности в некоторых отраслях,проблемы недостатка кадров и ресурсов в связи с мобилизацией и военным положением приводили к затягиванию строительства кораблей. "Измаилы" устаревали на глазах,даже не будучи еще спущенными на воду.Поэтому изменения вносились постоянно.

Водоизмещение 36 646 т.,длина 228,6 м,ширина 30,5 м,осадка 10,2 м.Двигатели-4 турбины Парсонса,25 котлов Ярроу,67600 л.с.,Скорость 26,5 узлов.,дальность 3830 миль(на 16 узлах),1880(на 26 узлах).

Бронирование- пояс 305-240 мм,верхний пояс 100-75 мм,траверзы 180-100 мм,барбеты 305 мм,башни 305-240мм,палубы 75-25 мм,боевая рубка 400-110 мм.

Вооружение- 12-356 мм,24-130 мм,8-75 мм,4-63 мм зенитки. 6 торпедных аппаратов 533 мм,Экипаж 1175 человек.

К началу первой мировой войны готовность по массе установленного и находящегося в обработке металла корпуса составляла для "Измаила" - 43%, "Кинбурна" - 38%, "Бородина" - 30% и "Наварина" - 20%; темпы постройки отставали от утверждённых графиков из-за опозданий в поставках материалов и отливок. С началом войны, дела пошли ещё хуже - наметился срыв поставок башен главного калибра. Часть отливок и поковок, мортиры и кронштейны гребных валов, изготовлявшиеся в Германии, пришлось заказывать и без того уже перегруженным заводам Морского ведомства. Сказывалась мобилизация части рабочих на фронтах, ухудшившееся снабжение топливом, различными материалами. Согласно утверждённым 20 декабря новым срокам спуск первых двух крейсеров переносился на май, вторых - на сентябрь 1915 года, а готовность к испытаниям - соответственно на май и август 1917 года, то есть с годовым опозданием против запланированных сроков. На тот момент момент все ещё не до конца осознавали катастрофичность сложившегося положения, складывавшееся с башенными установками. Мало того что по сложности конструкции их изготовление было далеко не простым делом - часть деталей агрегатов заказали в Германии и Австро-Венгрии. Естественно, с началом войны всё это осталось за границей, и их поставщиков пришлось искать среди отечественных и зарубежных предприятий. Впрочем, подводили и союзники России по Антанте. Так, из 428 комплектов тех же шариковых подшипников, перезаказанных в годы войны для 356-мм башенных установок на французском заводе "Societe de Mecanigue de Gennevilliera Olichy (Clichy)", до ноября 1917 года не поступил ни один.  По состоянию па 15 апреля 1917 г. Готовность линейных крейсеров «Измаил», «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» была следующей: по корпусу, системам и устройствам—65, 57, 52 и 50%; по уже установленному поясному и палубному бронированию—36, 13, 5, 2%; механизмам—66, 40, 22, 26,5%, по котлам—66, 38,4, 7,2 и 2,5%. Срок готовности башен «Измаила» перенесли уже на конец 1919 г., а остальных кораблей—на следующий год.

-9
Внутреннее_устройство_356-мм_трехорудийной_артиллерийской_башенной_установки
Внутреннее_устройство_356-мм_трехорудийной_артиллерийской_башенной_установки

11 октября 1917 г. Временное правительство постановило приостановить постройку ряда кораблей, в том числе «Бородина», «Кинбурна» и «Наварина». В отношении «Измаила» аналогичное распоряжение Верховной морской коллегии последовало 1 декабря 1917 г. В годы гражданской войны корпуса линейных крейсеров ржавели у стенок заводов. Вопрос о достройке вновь был поднят в декабре 1921 года. Был подготовлен проект — «Кинбурн» и «Наварин» — достроить с восьмью или десятью 16-дюймовыми орудиями. В 1922 году были сделаны предэскизные проработки четырех вариантов модернизации. Одна­ко осуществить их в условиях разрухи и глубочайшего экономического кризиса не представлялось возможным — тем более, что по многим показателям (бронирова­нию, ПТЗ) проект «Измаила» уже безна­дежно отставал от последних образцов зарубежного кораблестроения.

-12
-13

Постановлением СТО от 19 июля 1922 г. «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» исключили из списков флота, а постановлением Госплана в мае следующего года была разрешена их продажа за границу. 21 августа корабли приобрела «в целом виде» германская фирма Alfred Kubats. 26 сентября в Петроград прибыли буксиры за «Кинбурном», а позднее — и за двумя остальными. Котлы, механизмы и другое корабельное оборудование использовалось в народном хозяйстве, частично при ремонте и модернизации оставшихся в строю боевых кораблей.

Выдвигалось несколько вариантов достройки «Измаила»(готовность 65 %), в том числе переоборудования в авианосец, однако в начале 30-х годов его корпус был разобран. Часть котлов «Измаила» установили на линейном корабле «Октябрьская революция» в ходе его модернизации.

Три орудия главного калибра установили на специально спроектированные железнодорожные артиллерийские установки; после успешных испытаний в 1932—1933 гг. их включили в состав береговой обороны Ленинграда,в период блокады они активно обстреливали немецкие позиции. Шесть «измаильских» 14-дюймовых орудий состояли на вооружении советских береговых батарей в виде железнодорожных и стационарных установок вплоть до 1950-х годов.

История создания "Измаилов" очень интересна и насыщена,информации очень много,но она часто противоречива. В одну статью всё не помещается,продолжение будет позже.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам