С вами Ольга, многомама и логопед, и на своем канале я уже писала про развитие речи детей до года, теперь очередь развития речь детей с года до двух.
В возрасте от одного года до полутора лет малыша, его родителям часто кажется, что ничего нового в его речи не происходит.
Понимает малыш все больше и больше, но прирост его активного словаря темпами не поражает - все те же ав-ав и ту-ту. В этом возрасте ребенок скорее не оратор, а деятель.
Он активно осваивает мир предметов, мама для него - проводник в этот мир и помощник в ориентации, но основной интерес ребенка в этом возрасте - не мама. А как раз эти самые предметы. А с ними разговаривать бесполезно. Мама же не разговаривает со шваброй. И малыш - не разговаривает, когда имитирует мытьё пола. Вот АЛЕ в телефонную трубку уже скажет. Как собака полает, как корова помычит. Это аедь тоже действия.
Первые слова малыша имеют очень широкое значение. Например, мой сын Юра в этом возрасте выдал шедевральное определение ЛЯЛЯДЛЬ , что означало банальный мяч. Почему??? А очень просто.
Ля-ля - он так называл воду. Просто не мог выговорить буль-буль. Ля-ля - стали для него и пузыри пены в ванне. Ля-ля - и мыльные пузыри из баночки. ЛЯЛЯДЛЬ - круглый, как пузырь, мяч. Л - логика.
Дочь Лиза нежнейшим воркованием КОООКА (кошка) именовала все мягкое и пушистое. Шуба, вата, пух - все было кокой. До того момента, как малознакомая сердитая кока не вцепилась дочке в волосы. С тех пор все мягкое осталось кокой, а собственно кошка стала называться полным ужаса МААУ !
Зная эту закономерность развития речи в возрасте около года - широкое обобщающее значение слов, можно понять, почему прирост лексики в это время не очень активен. Малыш вполне обходится одним словом, обозначающим сразу десяток предметов или действий. Впрочем, некоторые дети в этом возрасте уже начинают формировать фразу и разговаривать вполне членораздельно. Но, справедливости ради, это нечастое явление.
С полутора же до двух лет действие начинает развиваться быстрее 😉
В этот период внимательный родитель заметит перемену в звучании произносимых малышом первых слов. Мама, папа, кока, ляля, няня, пипи и тому подобное начинают перемежаться словечками вроде няма, патя, дяба и тп. Обозначать они могут все, что угодно, не в этом суть. Главное - у ребенка сформировалась функция переключения с одного артикуляционного уклада на другой.
Папа - две одинаковых повторяющихся артикуляционных позы, Патя - чередование губного звука с работой кончика языка, принципиально новая ступень в произношении.
Хотя, кажется, ничего нового - когда ребенок лепетал в восемь месяцев, чего только он не произносил! Как только не чередовал! Один маленький нюанс - ранее он делал это НЕПРОИЗВОЛЬНО. Сейчас же упомянутая нами Патя обозначает совершенно конкретный предмет или действие, ребенок произносит это слово осознанно и чередует артикуляционные позы ПРОИЗВОЛЬНО. Почему это так важно. Для логопеда, обследующего двухлетнего ребенка, важным является следующий маркер - наличие у ребенка фразы. Сейчас нормы развития речи несколько смещаются в сторону более старшего возраста, но и это смещение не безгранично - максимум до 2 лет 3 месяцев. Если ребенок в этом возрасте не овладел фразовой речью, значит его речь не в норме.
Что такое фраза в этом возрасте ? Папа дябдяб - это уже фраза, при условии, что она имеет конкретное значение, пусть даже его никто, кроме мамы малыша, не понимает.
Так вот, фраза не может сформироваться, если не сформировано переключение. ПапаДябдяб - идёт переключение с П на Д. Не произошло на уровне двух слогов, не произойдет на уровне цепочки, какой, собственно, и является фраза.
А что же происходит со звуками в это период?
С года до двух ребенок овладевает произнесением части звуков раннего онтогенеза - всех гласных и согласных П, Б, М, Г, К, Х. Это минимум. Часть детей в этом возрасте уже владеет и согласными В, Ф, Д, Т. Как правило, наблюдается физиологическое смягчение речи, обусловленное пока ещё малой активностью кончика языка и высоким тонусом его спинки - сюсюкающая речь - Мямя, Тятя и тп. Для этого возраста - норма.
Отдельные дети в этом возрасте произносят и свистящие звуки, единицы - шипящие и даже Р, но это совершенно не означает, что звук позже, при овладении более сложными словами, из речи не исчезнет, и не появится снова уже в нормативных возрастных границах - после 4 лет .
Ближе к двум годам родителям стоит обратить внимание на слова, которые произносит ребенок, и если в этом возрасте прослеживаются стойкие замены Т и Д на Г, К и Х - заняться активизацией кончика языка. Главные враги звуков Т и Д в этом возрасте - соска и бутылка.
К двум годам сосание должно практически полностью уступить место жеванию, оставаясь лишь на засыпание. Даже у спящего ребенка соску необходимо изъять, а уж в период бодрствования к двум годам посасыванию точно не должно уже оставаться места. Ребенок к двум годам должен свободно жевать любую пищу любой консистенции, удерживать пищу губами, облизывать губы языком.
Если с этим наблюдаются проблемы - пора начинать артикуляционную гимнастику. В этом возрасте - исключительно игровую и ненавязчивую. Облизать блюдечко, обмакнуть язычок в крошки печенья и донести в рот, дотянуться языком до конфетки . Эти простые упражнения помогут "подкачать" язык и добиться появления переднеязычных звуков .
На этих звуках я все время заостряю внимание родителей малышей, потому что детей с заменой переднеязычных звуков Т, Д на заднеязычные К, Г, Х становится все больше. Виной этому - долгий бутылочно-сосательный период. Свистящие и шипящие звуки у таких детей спонтанно тоже не возникают, не появляются и Л и Р, заменяясь на те же заднеязычные. Результат - речь ребенка без органического поражения нервной системы абсолютно непонятная, а логопедическая работа долгая, непростая и финансово обременительная. А всего лишь надо было выбросить соску...