Язык, логика, сознание и наука — вот те основные вопросы, которые волновали ведущих философов современности, про которых мы уже упоминали (Куайн, Крипке, Дэвидсон, Рорти). Джона Роулза (Он же Джон Ролз, 1921 — 2002) это всё не особо интересовало. Он служил на Тихом океане, когда на Хиросиму была сброшена атомная бомба. Это преступление поразило его и определило направление его философского развития.
«Теория справедливости»
Так называется его важнейшая работа (написана в 1971 г). Общество должно быть справедливым; человек должен быть справедливым.
Первый фундаментальный принцип справедливости заключается в том, что каждый человек имеет право на широчайший перечень тех свобод, на которые имеет право любой другой человек. Чуть позже Роулз раскрыл, какие свободы кажутся ему основными: это свобода совести и свобода объединений. Благодаря этому каждый человек может строить жизнь по своему усмотрению.
Для справедливости нужна свобода.
И это не свобода делать то, что хочется. Свобода, по Роулзу, состоит из трёх частей.
- Возможность оценить мотивы действий и взять на себя ответственность за них.
- Нравственная сила, наличие ценностей и возможность их критически оценивать
- Адекватные требования к себе и окружающим, понимание взаимных прав и обязательств
Талант как общественное достояние.
Помимо идей, с которыми трудно не согласиться, у Роулза есть и спорные. Он неоднозначно относился к идее личной собственности: общество, по его мнению, имеет право распоряжаться любой собственностью «ради справедливости». Более того, то же касается и талантов. Поскольку таланты подарены природой, и в этом нет заслуги человека, то распоряжаться талантами, по мнению философа, должно общество.