Найти тему
Кузнецова Галина

Кривая жизненного цикла

На 4 курсе, экзамен по экономике я сдавала 4 раза. И валилась как раз на кривой спроса и предложения и кривой жизненного цикла.

И только после 10 лет опыта в предпринимательстве, я поняла про что эта кривая и как она полезна на практике. Итак, посмотрим на эту кривую еще раз.

Источник: журнал "Эксперт"
Источник: журнал "Эксперт"

В жизненном цикле выделяют 4 крупных блока - зарождение, рост, зрелость и спад.

Рынки проходят эти этапы с разной скоростью. По моему субьективнлму мнению, каждый этап занимает 15-20 лет.

Рынок мобильного интернета в 2009 году был очень в зачаточном состоянии. Мобильный интернет был на редких устройствах, а на мобильных сайтах - погода и курс валют.

В 2014 году мобильный интернет рос по 1200% в год. В 2019 году, устройств без мобильного интернета уже не найти и если сначала росло количество устройств с мобильным интернетом, то сейчас растут сервисы и контент. До стадии зрелости мобайлу еще ой как далеко.

А вот телевидение как раз пережило свой расцвет и с 2014 года стремительно теряет охват и время телесмотрения. Первый канал официально публикует убытки от финансовой деятельности. Они перешли в стадию спада.

Какие важные выводы можно сделать.

1. Эпоха роста не длится вечно. Если что-то растет на 120% в год, через пару лет оно уже растет на 20%, а потом и того меньше. Если сейчас ваша отрасль переживает расцвет, важно отслеживать сигналы стагнации и не планировать, что 10 лет подряд будет так же.

2. Если все обсуждают отрасль, которая бурно растет - скорее всего пик роста уже пройден. Самые большие деньги на биткоинах заработались тогда, когда обыватель еще об этом слове не знал.

3. Реклама - симптом отрасли в состоянии зрелости. Когда игроков становится слишком много, тогда появляется реклама. Если рекламируют что то супер выгодное для вложений - это попытка удлинить стадию роста, когда его уже нет.

Вот точно не стоит вкладываться.

4. Спад - это не смерть. Это время быстрых решений. Можно еще что-то продать, запустить новый продукт и новый жизненный цикл, закрыть проект и минимизировать убытки.

Хлестать мертвую лошадь точно не стоит.

Когда на смену видеопрокату пришел быстрый интернет и торрент, надо не думать, как стимулировать видеопрокат, а быстро все продать и сделать сайт с торрегтами или блог с рецензиями на фильмы.

Умение понимать на какой стадии сейчас находится рынок- ключевая экспертиза маркетолога.

Напишите в комментариях, какой у вас бизнес и на какой стадии жизненного цикла он у вас находится.

Очень интересно!