Сегодня кое-кто пытается поставить в вину главнокомандующему русской армии во время Отечественной войны 1812 года М.И.Кутузову, что он якобы даже не пытался принудить к сдаче наполеоновскую армию во время ее отступления из Москвы.
И действительно, казалось бы, голодная, замерзающая (зима в тот год, как это обычно бывает во время вражеских нашествий на Россию, наступила раньше обычного, а температура была ниже нормы), теряющая остатки дисциплины некогда "Великая" армия, возглавляемая страдающим от насморка, привыкшим к теплому климату уроженцем Корсики Наполеоном, должна была представлять легкую добычу для русских.
На самом деле не все так однозначно.
Историки до сих пор спорят о размерах потерь, которые несла русская армия от русских же морозов, когда "провожала" французов до границы. Но все они сходятся на том, что потери эти превосходили боевые и были весьма значительны. Вызваны они были не только холодами, но и трудностями со снабжением. Ведь русская армия двигалась хотя и по еще не разоренной дороге параллельно французской, но заранее для нее припасов на пути следования никто не готовил, поэтому излишков провианта, фуража и всего прочего в распоряжении Кутузова не было.
А теперь представьте, что Михаил Илларионович все-таки окружил и принудил к капитуляции армию противника. После этого вся ответственность за пленных легла бы на русское командование.
Допустим, что русские сумели бы каким-то чудом их накормить, одеть, обуть и разместить так, чтобы они не погибли от холодов. Но (И это самое главное!) надо было еще и поддерживать среди них дисциплину. А вот это представляется уже абсолютно нереальным. Регулярная русская армия умела воевать, умела подавлять восстания, но вот охранять большое количество пленных она не умела.
Концентрационных лагерей к тому времени англичане еще не изобрели, поэтому пленных держали в заключении в крепостях. Но это если их было немного. А если они в крепостях не умещались, то их расселяли подальше от района боевых действий по небольшим населенным пунктам под присмотром местных администраций. Именно так поступили в свое время со шведами, взятыми в плен войсками Петра I после битвы под Полтавой в 1709 году (читайте мою заметку "Все, что надо знать про Полтавскую битву"). Бывшие офицеры и солдаты, ремеслом которых была война, вдруг оказались вынуждены зарабатывать себя на жизнь мирным трудом. Неудивительно, что недовольство своим положением приводило их к организации заговоров, направленных на подготовку восстаний. И только хорошо поставленная работа тогдашней контрразведки вкупе с бдительностью населения помогли избежать тяжелых для Российского государства последствий.
Очень может быть, что Кутузов знал историю пребывания в России пленных шведов. И, скорее всего, именно поэтому он не особо старался взять в плен всех французов.
Хотя, может быть, Наполеону и его маршалам просто повезло избежать попадания вместе со своими войсками в русский плен. Или они сумели сделать так, чтобы им повезло. Возможно, их пугала Сибирь, и они стремились на Запад, предпочитая, как это принято у тех, кто стремится поработить Россию, сдаться англичанам.