Найти в Дзене
MobiusBlog
Подписаться

Тайна капитана Немо, Стефан Джевецкий и подводный флот Российской Империи. Часть II

Начало истории в Части I Тайна капитана Немо

Стефан Джевецкий происходил из богатого и знатного польского рода.

Дед Стефана, Иосиф Джевецкий, был участникам восстания Костюшко 1794 года, воевал полковником у Наполеона в польских легионах, участвовал в «Ноябрьском восстании» 1830 года,

-2

Отец - писатель Кароль Джевецкий был вместе с дедом участником восстания 1830 года.

У семьи Джевецких было большое поместье на Волыни, дом с садом в Одессе на берегу моря, несколько домов в Варшаве, квартиры в Париже и Петербурге.

Джевецкий родился и вырос в поместье на Волыни под Винницей. Родители жили в основном в Париже и мальчик воспитывался под присмотром старого мятежника деда. Домашним учителем был бывший участник кружка революционеров петрашевцев. Не удивительно, что при таком бунтарском окружении, у мальчика были проблемы с дисциплиной.

Когда Стефан подрос, его отправили в Париж, в престижный лицей иезуитов Святой Барбары. Мальчик отличался выдающимися способностями и плохим поведением.

О Джевецком много пишет в своих мемуарах академик Алексей Николаевич Крылов, прославленный кораблестроитель Российской империи и Советского Союза. Крылов был моложе Джевецкого лет на двадцать и начинал как его помощник. Они дружили и сотрудничали больше 50 лет.

-3

Об обучении Джевецкого в парижской школе Крылов рассказывает такой анекдот:

«Экзамен на бакалавра производился профессорами университета Сорбонны. ... В Лицее Джевецкий часто шалил, но когда пошёл сдавать экзамен на бакалавра, то по всем предметам получил высшую отметку 20 - случай почти небывалый.

Не успел он предъявить своего аттестата директору лицея, рассчитывая заслужить его похвалу, как директор приказал вызвать родителей Джевецкого и посоветовал им немедленно взять их сына из лицея, мотивируя это требование тем, что их сын Стефан, отличаясь необыкновенными способностями, ничего весь год не делал, а выдержал первым; этим он может оказать вредное влияние на других, такими способностями не одарённых, они захотят ему подражать, и вся школа будет испорчена.

- Если бы Стефан экзамен не выдержал или выдержал в числе последних, я бы его оставил на второй год, а так я прошу его взять, иначе я буду вынужден его исключить с соответствующей пометкой в аттестате, что может ему повредить.»

В 1862 после ухода из лицея Святой Барбары, Стефан поступил в престижную «Ecole centrale des arts et manufactures» («Центральную школу искусств и мануфактур») в которой учились будущие ведущие промышленники и инженеры Франции такие, как основатель “Michelin” Андре Мишлен, лётчик Луи Блерио и создатель автомобильной марки Арман Пежо. Однокурсником Стефана был Гюстав Эйфель, будущий автор знаменитой башни, с которым Джевецкий был дружен и с которым они долго сотрудничали.

-4

В 1863, когда Джевецкому исполнилось 19 лет в Польше вспыхнуло "Январское восстание". Потомственный революционер Джевецкий оставил учёбу и приехал в Польшу. Восстание было разрозненным, небольшие отряды повстанцев нападали на гарнизоны и быстро отходили. Всё это происходило на большой территории и длилось меньше года. Так и осталось неясным, смог ли Джевецкий принять участие в восстании. Польские источники пишут, что Джевецкий воевал, но не приводят конкретных данных, а академик Крылов утверждает, что Джевецкий жил в Варшаве, где подружился со своими одногодками - адъютантами наместника Царства Польского великого князя Константина.

После подавления восстания Джевецкий вернулся в Париж. Фамильные поместья гарантировали безбедную жизнь, однако Джевецкому нравилась техника, и он начал изобретать.

В 1873 году в Вене проходила Всемирная выставка где Джевецкий устроил стенд со своими изобретениями. На этой же выставке был оборудован павильон Морского ведомства Российской Империи, которым в то время заведовал великий князь Константин.

Константин Николаевич был необычным великим князем. Его отец, Николай I, решил, что сын должен стать военным моряком и с пяти лет Константина воспитывал выдающийся мореплаватель и учёный Фёдор Литке. Константин прошёл практику моряка, был назначен командиром брига, затем фрегата и, наконец, морским министром.

Константин был одним из авторов либеральных реформ Александра II. Был председателем комитета по освобождению крестьян, принял активное участие в разработке судебной реформы Российской Империи, по которой были введены суды присяжных.

В 1862-1863 годах Константин был наместником Царства Польского с адъютантами которого подружился Джевецкий. Вместе со своим помощником поляком маркизом Александром Велёпольским Константин пытался вести примирительную политику, проводить либеральные реформы. Однако восстания избежать не удалось.

Константин хорошо разбирался в морских делах и на выставке в Вене был впечатлён изобретениями Джевецкого. Великий князь предложил: «Приезжай в Петербург, я тебя назначаю совещательным членом Технического комитета с окладом 500 рублей в месяц.» - огромные деньги по тем временам.

Стефан Джевецкий переехал в Россию и стал членом Морского Технического Комитета с правом совещательного голоса.

В 1877 началась русско-турецкая война. Джевецкий пошёл добровольцем в русский флот. После Крымской войны Россия не могла иметь военный флот на Чёрном море. С началом войны начали переделывать коммерческие пароходы в военные - наспех бронировать и ставить пушки, . На таком пароходе «Веста» и служил добровольцем-рядовым Джевецкий. Однажды «Веста» столкнулась в море с турецким броненосцем «Фехти-Буленд». Силы были явно не равны - коммерческий пароход с пушками и броненосец. В таких безнадежных ситуациях спускают флаг. «Веста» рванула в порт, отстреливалась и маневрировала. В результате пятичасового преследования турецкому броненосцу были нанесены серьёзные повреждения, а «Веста» благополучно вернулась домой. Флота на Чёрном море у России почти не было и бой «Весты» с «Фехти-Булендом» вошёл в историю славы Российского флота. Все нижние чины экипажа «Весты» были был награждены солдатскими «Георгиевскими крестами». Своего «Георгия» Джевецкий с гордостью носил на гражданском сюртуке в торжественных случаях.

-6

Русский флот после Крымской войны был небольшим и на Чёрном море хозяйничали турки. Флот строится годами. Должно же быть какое-то простое решение. Джевецкому вспомнилась книжка Жюль Верна. А почему бы и нет?.... Если не я, то кто же?

ЧАСТЬ III Почему подводный флот был нужен Российской империи?

После демобилизации из флота, Стефан Джевецкий засел за проектирование в своём родовом доме в Одессе на Малом Фонтане.

К этому времени уже был некоторый опыт постройки подлодок и в мире, и в России.

Первые подлодки появились еще в 17 веке, но они не получили применения из- за отсутствия двигателей. Но в 18 веке англичане начали использовать морскую блокаду и подлодки начали применяться.

В 1800 Роберт Фултон, будущий изобретатель парохода, испытал подводную лодку «Наутилус» в гавани Гавра. Наполеон не слишком заинтересовался проектом, Фултон плюнул, уехал в США и занялся пароходами.

-7

Во время войны Севера и Юга северяне заблокировали гавани южан и те начали применять подлодки. Подводная лодка южан открыла счёт победам подводного флота - потопила первое судно, правда только с третьей попытки, а подлодка затонула вместе со всем экипажем.

В России первое "потаённое судно" испытал мастер Никонов в 1724 году в присутствии Петра I. А в 1834 году Николай I наблюдал испытание подводной лодки на мускульной тяге конструкции генерала Шильдера. Лодка Шильдера была вооружена не только миной, но даже ракетами калибра 102 мм. Ракеты выпускались из труб, которые для стрельбы ставились под углом до 15 градусов. Трубы затыкались резиновыми пробками, которые вышибались ракетами, поэтому стрельба могла вестись как из надводного, так и из подводного положения! Это было первое в мире испытание подводного ракетоносца. В XIX веке ракеты были грозным оружием против парусных кораблей у которых была большая площадь поражения и лёгкая воспламеняемость парусов. С началом эры пароходов про ракеты на какое-то время забыли.

-8

В 1865 инженер Александровский построил подлодку на сжатом воздухе. В конструкции были впервые в мире применены цистерны со сжатым воздухом для погружения и всплытия.

Но всё это были одиночные пробные экземпляры подлодок, которые либо не несли регулярной боевой службы.

Окончание истории Стефана Джевецкого в части IV “Подводный флот Российской империи".

-9

Джевецкий сделал проект своей подлодки за несколько месяцев. На постройку опытного образца не было денег. Степан Карлович как подлинный польский аристократ привык жить на широкую ногу, не хватало ни доходов от поместий, ни щедрых царских окладов.

Инвестором для стартапа Джевецкого стал одесский олигарх Фёдор Павлович Родоканаки.

Предки Фёдора Родоканаки принадлежали к элите греческого острова Хиос, который принадлежал Турции. Семья была купеческой, торговали на Средиземном и Чёрном море. Молодой Фёдор в 1819 возглавил филиал в Одессе. В 1822 население острова восстало против турок и турецкие войска практически уничтожили население острова - печально знаменитая «Хиосская резня». Из 150 тысяч человек уцелело около 2000.

-10

Молодой Федор Родоканаки переехал в Одессу и построил торгово-финансовую империю. Пароходство, банки, заводы. Денег хватало. Был известным меценатом. Не забывал и о родной Греции.

В книге "20 000 льё под водой" капитан Немо передал золото повстанцам острова Крит во время Великого Критского восстания 1866-1867 годов. На самом деле финансировали это восстание правительство Российской империи и Фёдор Павлович, который организовал масштабный выпуск облигаций «Греческого займа». Средства займа использовались для тайной поддержки восставших критян. Корабли пароходной компании Родоканаки доставляли на Крит продовольствие и оружие.

-11

Джевецкий умел быть убедительным. Тем более - уважаемый человек, член Технического Совета Морского министерства, георгиевский кавалер. Родоканаки понял, что подлодка может стать грозным оружием против турок и выделил Джевецкому необходимые средства.

Изготовили подлодку на Заводе сельскохозяйственных машин Гулье-Бланшара.

Подлодка Джевецкого на заводе Гулье-Бланшара, Одесса, 1878
Подлодка Джевецкого на заводе Гулье-Бланшара, Одесса, 1878

Экономика Юга России в то время росла бешеными темпами и привлекала деловых иммигрантов со всего мира. Поляк Джевецкий, грек Родоканаки и француз Бланшар - такие интернациональные бизнес-кооперации были не редкостью в Одессе.

Подлодка Джевецкого была спущена на воду в 1878 году. Лодка была маленькой, на одного человека, двигалась за счёт педального привода - подводный велосипед. Вооружение состояло из мины, которая подводилась под днище корабля и взрывалась электросигналом по проводам после того, как лодка отходила на безопасное расстояние.

-13

При испытании Джевецкий чуть не погиб. «По непростительной небрежности вахтенного начальника яхты «Эреклик» с Джевецким приключился инцидент, едва не стоивший ему жизни.

Маневрируя по одесской гавани, Джевецкий решил пронырнуть под «Эрекликом». Пристал к трапу, вышел на палубу, спросил у вахтенного начальника, сколько воды под килем, получил ответ, что более 10 футов, а так как наибольшая высота его лодки была 6 футов, то он решил, что под килем яхты он свободно может пройти.

Отошёл от борта, занял место на траверзе яхты, опустил свой перископик элементарно простого устройства и пошёл, работая ногами. Подошёл под «Эреклик» и застрял — воды под килем не оказалось и пяти футов. ...

Положение было крайне опасное, запас воздуха был на 20 минут. Джевецкий потом рассказал, что он перестал работать ногами и, чтобы себя подбодрить и собраться с мыслями, громко сказал: «Voyons, ne perdons pas la tête!» (ну, не терять головы!) и решил непрерывно работать на задний ход.

На его счастье прошёл мимо буксирный пароход, развёл волну. «Эреклик» несколько качнуло, и подводная лодка вынырнула из-под киля."

Узнав о подводной лодке, главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н.А.Аркас, прибыл в Одессу, где Джевецкий продемонстрировал ему своё изобретение. Во время второго испытания 24 октября 1878 г. конструктор нашёл баржу, смог закрепить мину и взорвать ее.

Джевецкий подготовил две модели лодок, одноместную и четырёхместную.

«Александру III было доложено о лодке Джевецкого. Он пожелал её видеть, было приказано привезти лодку в Гатчину и спустить в отличающееся прозрачностью воды Серебряное озеро... Джевецкий несколько дней бороздил по озеру, изучая царскую пристань и как к ней ловчее пристать. Зная, что Александр III неразлучен с царицей Марией Фёдоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей — любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой и вышли на середину озера, а Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею.

Наконец шлюпка подошла к пристани, царь и царица вышли и остались на пристани. Джевецкий с ловкостью пристал, открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав: «C'est le tribut de Neptune á Votre Majesté» (это дань Нептуна вашему величеству).

Царица пришла в восторг, рассыпалась в комплиментах; царь остался очень доволен, благодарил Джевецкого и приказал дежурному генерал-адъютанту рассказать об этих опытах военному министру П. С. Вановскому, чтобы он озаботился возможно спешной постройкой 50 лодок, с уплатой Джевецкому 100 000 руб.»

Вот как надо презентации делать! И без всякого PowerPoint`a. :)

-14

Крылов писал свои воспоминания в годы Великой Отечественной и немного ошибся - демонстрация подлодки проходила в 1880 году, когда Александр ещё не был императором. Вот как вспоминает Александр о презентации Джевецкого в своём дневнике в записи от 23 января/4 февраля 1880 года :

23 января/4 февраля 1880 года Александр записал в дневнике:утра отправились с Мини на Балтийскую дорогу и в 11 1/4 отправились через Лигово, Красное Село в Гатчину. Поехали еще с нами Алексей, Победоносцев и Н.М. Баранов, уже в статском платье. Погода сегодня совершенно весенняя, светло, тепло и чудное солнце с самого утра. В Гатчине мы смотрели на пруду подводную лодку инженера Джевецкого, который при нас сделал несколько удачных опытов со своей лодкой и кончил тем, что подвел мину под плот и отойдя взорвал ее отлично. Эта лодка, я уверен, будет иметь большое значение в будущем и сделает порядочный переполох в морских сражениях..»

Александр III правильно оценил, что в случае морской блокады подлодка Джевецкого может стать эффективным и недорогим оружием.

В 1881 году 50 подлодок поступили на вооружение в порты Балтийского и Чёрного морей. Подлодка Джевецкого стала первой серийной подлодкой мира. А в 1884 году Джевецкий сделал первую в мире подлодку с электрическим двигателем. На подлодке был установлен электромотор 1 л.с. с батареей. На испытаниях лодка двигалась против течения Невы со скоростью 10 км\час.

Сбылось предсказание Жюль Верна, инженер поляк действительно построил первую подлодку с электромотором, правда для флота Российской Империи.

Из-за ограниченного запаса батарей подлодки Джевецкого были пригодны для использования только вблизи портов. Дальнейшее развитие подлодок тормозилась отсутствием хороших двигателей внутреннего сгорания для надводного плавания и зарядки аккумуляторов. Рудольф Дизель запатентовал свой двигатель в 1892 году и только после этого подлодки с электрическим двигателем для подводного плавания и дизелем для надводного стали грозным оружием.

Подлодки Джевецкого несли службу в русском флоте больше 20 лет, а во время Русско-Японской войны 1904-05 сыграли роль психологического оружия. Перед войной в 1900 году одна из лодок, оборудованная двигателем и торпедным аппаратом была привезена в Порт-Артур на палубе пароходе "Дагмар" который намеренно зашёл в японский порт. Расчёт был на то, что японцы обязательно заинтересуются необычным аппаратом. Так оно и случилось. Японцы поверили, что русский тихоокеанский флот вооружён подлодками. Когда в апреле 1904 года у Порт-Артура на минах подорвались броненосцы "Ясима" и "Хацусе", то японцы решили, что их атаковали субмарины. Вся эскадра долго стреляла в воду. Слухи о русских подлодках появились в газетах. Японский флот начал держаться подальше от Порт-Артура и других русских портов, опасаясь подводной атаки.

-15

Кроме конструирования подлодок, Джевецкий увлёкся авиацией. В 1884, за двадцать лет до полетов братьев Райт, сделал в Техническом обществе доклад «Аэропланы в природе, опыт теории полётов» в котором формулировал законы полётов аппаратов тяжелее воздуха. В дальнейшем Джевецкий написал ряд работ по теории авиации. По мнению Крылова работы Джевецкого сделали его «дедушкой авиации».

С начала XX века Джевецкий жил в Париже на собственной вилле, где выделил одну комнату для Крылова. Если Джевецкому требовалась помощь в работе над проектом, то он вызывал Крылова из России, и они вместе занимались проектированием. Платил Джевецкий щедро.

В 1913 году Джевецкий сделал свой самолёт. Схема самолёта была необычной. Аэродинамику испытывали в лаборатории однокурсника Джевецкого - Гюстава Эйфеля, которая была рядом с особняком Джевецкого. Говорят, что Эйфель построил свою лабораторию рядом, чтобы было удобнее общаться. Самолёт был представлен на авиавыставке в Париже в 1913, сейчас это знаменитый авиасалон в Ле-Бурже.

-16

После Первой мировой Джевецкий жил в Париже. Переписывался с Крыловым, который стал академиком и иногда навещал Степана Карловича в Париже во время загранкомандировок.

Джевецкий стал одним из создателей теории пропеллеров. В 1920 году в возрасте 77 лет Джевецкий представил результаты своих работ в диссертации "Общая теория пропеллеров", которая была отмечена премией Французской Академией наук.

В 1938 году Джевецкий скончался в Париже. За несколько дней до этого он прочитал доклад Французской Академии наук о кинетической теории газов. Было ему 95 лет.

Благодаря Джевецкому, Российская Империя стала первой страной с подводным флотом. Первые - всегда остаются первыми и подводный флот России всегда был среди самых мощных.

-17

Подписаться на канал MobiusBlog

#НеизвестныеИзобретатели

Литература

1. "Мои Воспоминания" А.Н. Крылов

2. Мэхэн А.Тайер. Влияние морской силы на историю 1660-1783 СПб.: Terra Fantastica, 2002

3. Мэхэн Алфред "Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812" АСТ, 2002

4. Polmar N., Noot J. Submarines of the Russian and Soviet navies, 1718-1990 Naval Institute Press, 1991.

5. Д. Голов. Подводное судоходство. История развития и современное состояние» (Спб.; 1904)

6. Г.М. Трусов «Подводные лодки в русском и советском флоте», Судпромгиз. 1957 г.

7. Миллионер Федор Родоканаки основал знаменитый торговый дом и стал одним из авторов «одесского экономического чуда» Станислав Цалик, "Капитал" 25 апреля 2014, пятница, №064 (241)

8. "Гатчинский дворец. 1828-1894 годы. Штрихи истории" В.А. Семенов Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»

9. Carpenter Dorr, Polmar Norman. «Submarines of the Imperial Japanese Navy» London: Conway Maritime Press Ltd., 1986

10. Алексей Васильевич Шишов «Неизвестные страницы русско-японской войны. 1904-1905 гг.»

11. "Airplane Stability" The News on Aviation from 1913 By Daniel C. Schlenoff on February 1, 2013 Scientific American

-18